Смольный вмешался в жетоновое побоище

Смольный вмешался в жетоновое побоище

После того как Петербург оказался на грани настоящего жетонного побоища, метрополитен наконец отреагировал на ситуацию с огромными очередями на каждой станции. За последние сутки было предпринято

После того как Петербург оказался на грани настоящего жетонного побоища, метрополитен наконец отреагировал на ситуацию с огромными очередями на каждой станции. За последние сутки было предпринято несколько мер: сотрудники подземки направлены на станции для работы с людьми в очередях, сняты временные ограничения по использованию «Подорожника» как электронного кошелька. Впрочем, граждан это не останавливает: за субботу они скупили 80 тысяч жетонов, и в кассах их осталось только 600 тысяч. На этом фоне в правительстве разворачивается дискуссия о полном отказе от жетонов – по примеру Москвы.

В пятницу, 26 декабря, ситуация с очередями в метро достигла критической точки: из-за скопления граждан было трудно пробраться к турникетам, то тут, то там вспыхивали скандалы. Среднее время стояния в очереди составляло около 20 – 30 минут. При этом в них можно было встретить не только тех, кто скупал жетоны в надежде сэкономить после 1 января, когда вырастут тарифы, но и тех, кому нужно было пополнить БСК или положить деньги на «Подорожник». Хотя пополнить карты можно через специальные аппараты. Но их услугой пользовались единицы. К тому же, по сообщению очевидцев, часть аппаратов не работала.

Несмотря на эту напряженную ситуацию, до субботы единственным активным шагом со стороны метрополитена было ограничение на продажу жетонов: сначала гражданам продавали не больше трех штук, потом – двух, а в последние дни – одного. Впрочем, как показала пятница, граждан это не смущало: они отстаивали очередь, покупали жетон, а потом вновь вставали в хвост, чтобы через полчаса сэкономить еще три рубля. И только 27 декабря руководство подземки и чиновники из комитета по транспорту наконец перешли к активным действиям, в том числе – после звонков из Смольного. По информации «Фонтанки», одним из катализаторов стала статья нашего издания, в которой указывалось на пассивные действия чиновников и отсутствие должного информирования граждан.

Глава профильного комитета Александр Воробьев в субботу объехал станции метрополитена, чтобы лично увидеть, как организована работа с очередями. «Люди стоят в кассы, а аппараты никто не использует», – поделился он впечатлениями с корреспондентом «Фонтанки». В итоге было введено несколько мер. Во-первых, на станциях по громкой связи объявляют о возможности купить за 1960 рублей билет, дающий право на 70 поездок в метро в течение трех месяцев. Этот билет будет действовать и после Нового года и дает ту же экономию, что и покупка 70 жетонов. Во-вторых, метрополитену дано указание расставить на станциях сотрудников, которые должны информировать пассажиров, стоящих в очереди, о возможности пополнить БСК или «Подорожник» через аппараты. При этом на работу вызвали даже тех, у кого был выходной. А на некоторые станции даже направили резервных машинистов, которые в обычное время должны подменять своих коллег в экстренной ситуации.

Корреспондент «Фонтанки» лично убедился, что подобные объявления по громкой связи действительно делаются. А вот активная работа с очередями пока наблюдается не везде: так, утром в воскресенье на станции «Ленинский проспект» (выход к ТРК «Французский бульвар») в кассы стояла очередь из 15 человек, но работница, приставленная к аппаратам, просто молча наблюдала. При этом сотрудник службы контроля метрополитена, который в обычные дни занят тем, что прогоняет людей через рамки металлоискателя, громко объявлял, что одна из касс работает только на пополнение проездных. А на станции «Площадь Александра Невского-1» вообще никого не было у аппаратов.

По оценке Александра Воробьева, после начала информационной работы размер очередей уменьшился. Одновременно для ускорения прохода пассажиров в Смольном решили снять временные ограничения по использованию «Подорожника» как электронного кошелька. Если раньше интервал между проходами в метро по этому проездному составлял 10 минут, то теперь пассажир может провести по «Подорожнику» неограниченное число человек.

«Это сделано в том числе для того, чтобы на станции быстро могли попадать группы детей, которые едут на новогодние мероприятия или экскурсии», – пояснил Александр Воробьев.

Отметим, что в будущем данное ограничение могут вернуть, однако пока непонятно, когда именно. Зато известно, что после Нового года использовать «Подорожник» без ограничений можно будет и на наземном транспорте.

Впрочем, активное информирование все равно не убеждает граждан: как рассказал журналистам начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, за субботу граждане купили, но не бросили в турникеты 80 тысяч жетонов. При этом в обычные дни эта цифра равна 10 – 15 тысячам. Таким образом, в целом за декабрь горожане унесли домой 2 млн жетонов, а за ноябрь – 1 млн. По этой причине в кассах сейчас есть 510 тысяч жетонов, а еще 90 тысяч подземка держит в резерве. Это означает, что при сохранении нынешнего спроса к вечеру 31 декабря у метрополитена останется только 200 тысяч жетонов.

На этом фоне в Смольном активно обсуждают вопрос о постепенном отказе от системы прохода в метро через жетоны. «У нас есть соответствующие поручения от губернатора и вице-губернатора. Будем готовить предложения правительству», – рассказал журналистам глава комитета по транспорту Александр Воробьев. По его словам, это потребует как административных, так и технологических изменений, но говорить о том, во сколько может обойтись переход, пока рано: соответствующих расчетов еще не велось. Не определены и сроки, когда может быть принято это историческое решение. «По срокам пока рано говорить. У нас нет задачи, чтобы уйти от жетонов прямо завтра. Следующий год у нас будет экономически сложный, это тоже нужно учесть», – заявил Александр Воробьев. Напомним, что в Москве вместо жетонов уже используют одноразовые электронные билеты.

Отметим, что начальник ГУПа «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин пока воспринимает эту идею без особого энтузиазма.

«Чисто экономически жетон очень выгоден: себестоимость жетона – в два с половиной раза меньше, чем стоимость разовой поездки. При всем уважении к коллегам из Москвы хочу сказать, что когда бумажными билетами завалены вестибюли, не очень хорошо. Жетон – это не догма, но он активно работает и очень популярен среди петербуржцев. Кроме того, их продажа дает 50% от всех доходов метро – это те билеты, которые не имеют льгот. А льготников у нас очень много», – заявил Владимир Гарюгин.

По мнению Владимира Гарюгина, нынешний жетонный психоз произошел не только из-за новостей о подорожании проезда, но и из-за девальвации рубля и связанных с этим страхов. Для сравнения: в декабре 2012 года, накануне повышения стоимости проезда на 1 рубль, было раскуплено 1,2 млн жетонов, а в декабре 2013 года, когда было известно, что тариф повышаться не будет, – 500 тысяч.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»