3 января в концертно-выставочном зале «Смольный собор» прозвучат произведения, которые заставят слушателей улыбнуться и провести новогодние праздники в радостном расположении духа. Это популярнейший и любимый публикой всех поколений цикл из четырех концертов «Времена года» Антонио Вивальди и лёгкие, эффектные, очаровательные оркестровые пьесы-шутки Лероя Андерсена, которые воспринимаются зрителями с таким воодушевлением, что в концертных программах оркестров они исполняются, как правило, на бис.
В концерте объединились музыка и живопись (режиссер – заслуженный артист России Виталий Гордиенко). Произведения Антонио Вивальди и Лероя Андерсона в исполнении «ЭРМИТАЖ-АНСАМБЛЯ» сопровождаются уникальным видеорядом, созданным специально для этой программы.
Антонио Вивальди (1678 – 1741) – выдающийся представитель итальянской культуры, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко. Чрезвычайно деятельная натура, Вивальди – композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог – поражал современников разносторонностью своих интересов. Большую часть жизни Вивальди прожил в Венеции. В течение 36 лет он преподавал в женской консерватории Ospitale della Pieta, где руководил оркестром, играя в нем сольную партию скрипки. Именно для этого женского оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (общее число их достигает 500).
Цикл «Времена года» объединяет 4 концерта, каждому концерту предпослана литературная программа – небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях «Времен года» не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди. В музыке цикла композитор стремился прежде всего выразить свое лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в экспрессивных мелодических образах. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой «современно» звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность и богатство творческой фантазии. Во «Временах года» Вивальди гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в «Пасторальной симфонии» Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.
Лерой АНДЕРСОН (1908 – 1975) – американский композитор и дирижер. Учился в консерватории Новой Англии и Гарварде у Джордже Энеску и Уолтера Пистона. В 1935 — 1940 годах работал аранжировщиком в Бостоне и Нью-Йорке.
Л. Андерсон – создатель особого эстрадного стиля, мастер оригинальных остроумных инструментальных миниатюр – таких, как «Балет на наждачной бумаге», «Санная прогулка», «Пишущая машинка», «Танго в стиле блюз», «Синкопированные часы», «Вальсирующий кот», «Кларнетовые конфетки», «Пустячок», «Красавица бала», «Лошадь и повозка», «Колыбельная трубача», «Рождественский фестиваль» и др.
Одаренный мелодист, мастер изящной и красочной оркестровки, необычных тембровых и перкуссивных эффектов, Андерсон создал своеобразный музыкальный стиль — легкий, скерцозный, искрящийся юмором, выдержанный в светлых радостных тонах, оказавшийся весьма привлекательным для многих филармонических оркестров в качестве дополнения к серьезной части их репертуара.
«ЭРМИТАЖ-АНСАМБЛЬ»:
Сандра ШИНДЕР (скрипка), Андрей НОВОДРАН (скрипка),
лауреат международного и всероссийского конкурсов Дмитрий ЯКУБОВСКИЙ (альт), лауреат международного и всероссийского конкурсов Аркадий КОРОЛЬКОВ (виолончель).
Фортепиано – Олег ВАЙНШТЕЙН,
контрабас – Олег КОБЕЛЬСКИЙ,
перкуссия – Александр ШАЛИМОВ