Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Под куполом идеала

Под куполом идеала

Во-первых, это международная научная конференция «Три века под сенью Таврического дворца: политика, дипломатия, литература и искусство», собравшая около двухсот человек, среди которых восемь десятков ученых.

Во-первых, это международная научная конференция «Три века под сенью Таврического дворца: политика, дипломатия, литература и искусство», собравшая около двухсот человек, среди которых восемь десятков ученых. Прочитанные интереснейшие доклады по семи секциям теперь должны быть собраны в книгу (их так много, что одним томом никак не ограничиться), доступную всем интересующимся историей, архитектурой и жизнью дворца. Все это еще далеко не исследовано, и ясно, что конференция просто обязана стать ежегодной.

Во-вторых, это выставка «Парламентаризм: история и современность», расположившаяся в атриуме – и я не боюсь сглазить – навсегда, ибо она словно выросла вместе с этим помещением, только что превращенным стараниями строителей и реставраторов из угольного дворика, из неприглядных задворок дворца в его достойную часть. Получено незаметных снаружи 400 квадратных метров экспозиционной и художественно осмысленной площади, которая становится прекрасным подспорьем уже существующему в Таврическом Музею истории парламентаризма.

Его сотрудники во главе с директором музея Лидией Крохиной (ее рассказ о достигнутом я вам, в сущности, передаю) и разработали концепцию постоянной выставки, которая была одобрена в Государственной Думе (финансировала проект) и непосредственным руководством. В очень напряженном графике, параллельно с ремонтно-реставрационными работами, шло создание зала, посвященного парламентам разных стран. Ибо история нашего парламента должна рассматриваться не иначе как в мировом контексте.

Прежде всего пространство посвящено парламенту идеальному. Тому, которому адресовано изречение на стенах высоко под потолком, латынь и перевод: «Благо народа пусть будет высшим законом. Марк Туллий Цицерон». Под потолком же, но уже в центре расположен легчайший объект – полусфера-полукупол: символ как бы парящих в недосягаемой высоте рядов амфитеатра, в котором и должны заседать идеальные парламентарии, руководствующиеся благом народа. Купол покрыт мягким контурным рисунком земной суши, материков – знак того, что идеалу подвластны/в нем нуждаются все граждане всех стран.

Вокруг воздушного амфитеатра, по периметру украшенного еще и высоченными как бы окнами, стилизованного под абсолютную классику квадратного помещения, – фигуры древних философов и политиков: Сократ, Цицерон, Платон, Перикл, Брут... – тех, как продолжает рассказ Лидия Александровна, «кто так или иначе действовал в защиту демократии. Или рассуждал о политической гармонии». На вернисаже из динамиков в разных частях зала транслировались их высказывания, получилось что-то вроде диалога, беседы.

Невесомость, зеркальность, легкость передают некую иллюзорность идеала, его мечтаемость. Политическая гармония – лейтмотив экспозиции, столь элегантно и впечатляюще визуализированный дизайнером Олегом Заковряшиным и другими специалистами Мастерской инновационной рекламы. Гармония поверяется практикой – и «ниже идеала» начинается рассказ о реальных парламентах, чья история отражает историю их стран: британском, немецком, российском и швейцарском. (Пока четыре, не было средств и времени сделать больше, впереди большая работа.)

Каждому из них посвящено отдельное окно, в котором при подсветке (так в разговор включается реальность) проступает вид здания этого парламента, а под окном – витрина с экспонатами. Их немного, но не в числе суть. Старинные и современные изображения, символические вещи и эмблемы, документы, знаки и сувениры, предметы с характерными узорами; крупно на стене – ключевая фраза, рядом экран с «листаемым» видеоизображением; ящички выдвигаются с альбомами фотографий – все опоры для лаконичного, но содержательного рассказа о сугубо своеобразном пути парламента той либо иной страны к идеалу созданы.

В целом расчет, конечно, в первую очередь на занятия с молодежью, со школьниками. Они должны здесь не только смотреть и слушать, чтобы понимать, но и чувствовать, и размышлять. О свободе, равенстве, ответственности, важности выборов, о сущности парламентаризма...

Ну и чисто практический, экскурсионный, интерес тоже удовлетворяется – далеко не каждый из нас, даже выезжая за границу, посетит парламент какой-либо страны, увидит его атрибутику, узнает и осмыслит его историю.

Познавательному интересу ответит и день открытых дверей, оказывающийся еще одним следствием-продолжением празднования 220-й годовщины дворца. Который, как вы знаете, нынче режимный объект: здесь квартирует Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ. Поэтому, собираясь в гости, обязательно возьмите с собой паспорт.

Сотрудники дворца переживают – как этот день пройдет? Сколько петербуржцев и приезжих захотят увидеть обновленный после реставрационных работ Таврический – вернее, три его парадных зала, которые будут показаны: Думский, Екатерининский и Купольный? Пока не больше, ведь опыта «открытых дверей» еще нет. Предполагаются получасовые экскурсии для групп из двух десятков человек, составляемых в порядке обычной очереди, с одиннадцати утра до четырех часов пополудни.

И – вперед: красота дворца в любом случае есть благо и достояние народа.

А в дальнейшем, чтобы посетить Музей истории парламентаризма и выставку, о которой вы только что прочитали, надо договариваться с Таврическим особо.