Готический приют

Готический приют

От приюта получила свое название проходящая рядом Эмануиловская улица. По данным «Топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга», первоначальное название улицы звучало как «Иммануиловское» и было известно с 1887 года.

От приюта получила свое название проходящая рядом Эмануиловская улица. По данным «Топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга», первоначальное название улицы звучало как «Иммануиловское» и было известно с 1887 года. Впоследствии, с 1896 года до 1920-х годов, употреблялось более правильное название – «Эммануиловская», а параллельно с 1914 года использовался современный вариант написания – с одним «м» вместо прежних двух.

Приют во имя св. Эммануила относился к числу «заведений для иноверцев и иностранцев». В него принимались страдающие падучей болезнью и слабоумные. Этот приют был первым в России убежищем для детей-идиотов и эпилептиков. Напомним, слово «идиот» в ту пору вовсе не носило ругательного характера, а служило обозначением болезни, выражавшейся в самой глубокой степени умственной отсталости.

Приют был создан пастором церкви св. Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца. Сначала приют находился в другом районе города, а в 1880 году переехал в Удельную. Особенностью Удельной и вообще северных окрестностей Петербурга в конце XIX – начале ХХ веков являлось средоточие здесь приютов и всевозможных лечебных учреждений. Дело в том, что эти места считались в ту пору одними из самых здоровых в санитарном и гигиеническом отношении...

Разрешение об отводе участка на Ярославском проспекте для создания приюта подписал 8 февраля 1885 года великий князь Константин Николаевич. Сначала тут появился деревянный двухэтажный дом с балконом, а затем выросло и сохранившееся до наших дней каменное здание в готическом стиле, возведенное в 1907 – 1909 годах по проекту Вадима Платоновича Стаценко – профессора Николаевской инженерной академии, специалиста по железобетонным конструкциям, автора книги «Гражданская архитектура» и трудов по вопросам строительной техники.

К моменту открытия учреждения здесь находились около ста человек. Журналист Л. Баумгартен, побывавший в приюте весной 1912 года, посвятил ему публикацию на страницах газеты «Вечернее время», озаглавив ее «Убогие и обиженные». «В большом здании живет 50 – 60 детей, хотя могло бы поместиться втрое больше, – не хватает средств, – отмечал Баумгартен. – Дети-калеки живут отдельно от «идиотов»: их учат чтению и рукоделию. У каждого ребенка – своя несчастная история. Вот Коля-страдалец, двадцать лет лежит недвижимый, вот Ольга-беспокойная, которой в раннем детстве бросили котенка на голову. Девочку Пашу подобрал где-то в трущобах нищенский комитет, а девочку Духу (как она себя называет) нашли в вагоне поезда Варшавской железной дороги».

На втором этаже здания находился молитвенный зал, где служили пасторы из церкви св. Петра. На службы сюда допускались посторонние – в основном финны, которых немало жило на Выборгской стороне.

После революции в здании разместилась богадельня. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны в здании помещался склад продуктов, в актовом зале выдавали по карточкам хлеб. Кроме того, во втором этаже находился госпиталь.

Война еще не закончилась, как зданию вновь вернули его прежнюю приютскую функцию: 5 декабря 1944 года в исполкоме Ленгорсовета подписали приказ о создании тут детского дома для детей-сирот командного состава Ленинграда и Ленинградской области. Детский дом получил № 53, под таким номером он работает здесь и по сей день. Первые воспитанники появились здесь 28 декабря 1944 года. Когда детский дом начал свою работу, в нем насчитывалось 134 человека – 58 мальчиков и 76 девочек. При доме существовало небольшое хозяйство – лошадь, две коровы и 11 свиней.

В 2004 году торжественно отмечалось 60-летие детского дома № 53. На праздник приехали со всех концов страны – из Ярославля, Нижнего Новгорода, Братска и других городов – немало первых выпускников детского дома. А в декабре нынешнего года он отметит свой 65-летний юбилей.