Любовь к хламу

Любовь к хламу

Это типичный отклик на выступление губернатора, посвященное вопросам благоустройства. Автору анонимного Интернет-послания невдомек, что противоречит сама себе: если причиной загрязненности города является, как она утверждает, бескультурье горожан, то при чем тут правительство?

Это типичный отклик на выступление губернатора, посвященное вопросам благоустройства. Автору анонимного Интернет-послания невдомек, что противоречит сама себе: если причиной загрязненности города является, как она утверждает, бескультурье горожан, то при чем тут правительство? Законы? Они-то как раз есть. Уж чего-чего, а законов у нас хватает. Как их применять, вот вопрос...

– Жильцы просто не имеют права содержать балконы в таком состоянии! Даю неделю на то, чтобы исправить ситуацию. Если ничего не будет сделано, выписывайте штрафы. У нас есть закон, разрешающий такие меры, – возмущалась Валентина Матвиенко, объезжая в прошлом году «дозором» Приморский район. Там же она говорила, что балкон – «это лицо квартиры», и «держать на нем ржавые ящики, лыжи, провода и другой хлам» не только «неопрятно», но и «опасно».

– Провода, ящики, коробки. Там у бабули колеса. Будет кто-то проходить – на голову упадет. Всякий хлам, который, вместо того чтобы на помойку снести, несут на балкон. Балконы на такой вес не рассчитаны! Начинаются обрушения. Балконы хоть и частная собственность, но смотреть на них приходится всем прохожим, – справедливо заметила градоначальница. И обратилась к петербуржцам: пожалуйста, уберите мусор с балконов, стыдно смотреть.

СМИ подхватили эту тему. Много было сломано копий по больному вопросу. Однако... для того чтобы сфотографировать захламленные балконы, нашему фотокорреспонденту не пришлось долго бегать по городу. Старье всякого сорта так и торчит у всех на глазах. Если на крупных городских магистралях с этим дело обстоит еще более-менее благополучно, то стоит заглянуть во дворы, чтобы увидеть всю семейную историю живущих там поколений. Горожане расценивают балконы и лоджии как дополнительную складскую площадь и хранят там все что угодно – от домашних заготовок до строительных материалов. Не говоря уже о сушке нижнего или постельного белья. Районные власти тоже без особого энтузиазма отнеслись к призыву губернатора, мотивируя это тем, что рычагов воздействия на несознательное население нет.

«А как я попаду на балкон к жильцу? Это же чужая частная собственность», – рассуждают районные власти. Некоторые ограничились проверкой безопасности балконов, укрепили потенциально опасные. Лучше других чувствуют себя администрации районов в центре города: тут не только колеса с лыжами не торчат с балконов, тут и самих балконов немного. Но что делать жителям «хрущевок», к которым в этом смысле больше всего претензий? У них и в самом деле некомфортное жилье, в узких клетушках комнат и крошечных коридорах невозможно разместить временно ненужные вещи. Велосипед, например, где хранить? Чуланов там, как известно, нет. На лестнице не развернешься. Остается балкон, у кого он есть...

– Нет, ребята, за границей вам не жить. Жалобы ваши смешные, – прервал мои рассуждения сосед по лестничной площадке Виктор Мамонов. – Жили мы в Германии, там регламентируется даже цвет занавесок на окнах, выходящих на улицу. Если у нас народ так реагирует на пожелание выкинуть хлам (а ведь согласитесь, это реально хлам – старые лыжи, подобранные на помойке оконные рамы, детские матрасы конца прошлого тысячелетия), то можно с уверенностью сказать – у нас никогда не будет чисто ни в парадных, ни в городе, ни во дворах. Большинство сограждан содержат в чистоте и красоте только свои квадратные метры жилья, а выходя на лестничную клетку, харкают, тушат окурки о только что отремонтированные стены (заметьте – в своем же доме!), уродуют лифты. А потом говорят – ах, как хорошо за границей, как у них замечательно, чисто и красиво. Но там прохожий не сочтет за труд нагнуться за окурком, который кто-то вдруг все-таки бросил на проезжей части. А у нас?

А у нас тоже было время, когда наводили порядок на балконах. Старшее поколение еще помнит, как во время визита президента США Ричарда Никсона в Ленинград в 1972 году от проживающих на Московском проспекте требовали не только «освободить балконы от лишних предметов», но и «снять с подоконников все цветы и плотно задернуть занавески». Захламление балкона на Невском, 24, который на пролетарские праздники использовали для установки транспарантов, приравнивалось к антисоветской деятельности. Не хотелось бы возвращаться к такой практике и решать проблемы благоустройства с помощью спецслужб....