Юбилей на улице Кольцова

Юбилей на улице Кольцова

Удивительным образом память об обоих замечательных литераторах оказалась связана с северными районами города. В Удельной.

Удивительным образом память об обоих замечательных литераторах оказалась связана с северными районами города. В Удельной, как мы уже писали, есть своего рода «гоголевское место» – тихая и уютная Нежинская улица, названная в честь города, в котором будущий великий писатель провел детские и юношеские годы. А по соседству, в Озерках, существует не менее притягательная улица Кольцова. В этом году она отмечает свой собственный юбилей: нынешнее название улица получила семьдесят лет назад, в 1939-м.

Прежнее название улицы, Георгиевская, как отмечается в «Топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга», возникло в конце XIX века, когда шло активное дачное освоение этих мест, и происходило от имени «члена семьи землевладельца графа Шувалова». По всей видимости, в советское время название «Георгиевская» воспринималось властями как идеологически чуждое, «непролетарское», да еще и связанное с представителем «эксплуататорского класса». Поэтому ее и заменили на имя крестьянского поэта Алексея Кольцова. В здешних местах он, правда, не бывал, но разве это могло иметь значение?

Улица Кольцова предвосхитила появление в 1970-х годах совсем рядом, в северных новостройках, целого «топонимического ансамбля», посвященного деятелям культуры. Как известно, здесь пролегли улицы Есенина, Асафьева, Кустодиева, Демьяна Бедного, Поэтический бульвар и многие другие.

По своему внешнему облику улица Кольцова – самая обычная улица с озерковским колоритом. Однако есть у нее и свои достопримечательности: с улицей Кольцова связаны любопытные страницы петербургско-ленинградской истории. Здесь находится детский эколого-биологический центр «Петербургская усадьба», который является продолжателем Городской станции юных натуралистов, организованной тут вскоре после снятия блокады, 1 апреля 1944 года.

А напротив юннатской станции в доме на улице Кольцова, 15, долгие годы жил известный ленинградский краевед, один из первых исследователей северных окрестностей Сергей Алексеевич Красногородцев. Публикации его были немногочисленны, но они явились основой для исследовательской работы историков следующего поколения.

Будучи членом секции Музея истории города и действительным членом Географического общества, Красногородцев часто выступал с докладами и сообщениями на собраниях секции и общества, а также в кружках домов культуры по истории Лесного, Удельной, Шувалова, Озерков, Парголова и Коломяг.

В юннатской станции в школьные годы занимался сын Красногородцева, да и для самого Сергея Алексеевича юннатская станция играла большую роль, особенно в последние годы его жизни. По словам сотрудников «Петербургской усадьбы», Красногородцев жил один, и юннатская станция стала его вторым домом. «Это был замечательный человек, – рассказывает научный сотрудник «Петербургской усадьбы» Алла Александровна Попова. – Мы не просто с ним дружили, он был как полно-
правный участник нашего дружного коллектива. Он постоянно приходил к нам, и мы часто бывали у него в гостях. Мы были как семья ему». Пятнадцать лет назад, в сентябре 1994 года, именно здесь, в «Петербургской усадьбе», отмечали 90-летие Красногородцева...

Одним словом, озерковская улица Кольцова не так уж непримечательна, как это могло бы показаться на первый взгляд. Ей есть о чем вспомнить в ее двойной юбилей.