Отведай хлеба моего

Отведай хлеба моего

Есть эти лепешки теперь в изобилии и в Петербурге, куда «понаехали» представители многих восточных народов. И я всякий день покупаю в лавочке рядом с редакцией, на углу улицы Достоевского, изумительный узбекский оби-нон, испеченный в настоящей глиняной печи – тандыре.

Есть эти лепешки теперь в изобилии и в Петербурге, куда «понаехали» представители многих восточных народов. И я всякий день покупаю в лавочке рядом с редакцией, на углу улицы Достоевского, изумительный узбекский оби-нон, испеченный в настоящей глиняной печи – тандыре. А в булочных и супермаркетах вполне обычным товаром стал армянский лаваш – тонкий, как еврейская маца, но удивительно пластичный, в который можно завернуть хоть сыр, хоть мясо, разогреть в духовке и вдыхать сладчайший аромат веков, заключенный в этой гениальной комбинации муки, воды и соли. Кстати сказать, именно армянский лаваш – единственный подлинный экспонат открывшейся вчера в Музее хлеба, что на Лиговке, выставки «Хлеб многонационального города».

– Все остальное – и узбекские лепешки, и татарский чак-чак, и осетинский пирог – губодея, и украинская паляница, да и наши северные калитки – сделано руками изобретательных музейных художников Вячеслава Глазкова и Бориса Робенко, – удивляет меня куратор выставки, заведующая научно-экспозиционным отделом музея Зинаида Соловьева.

Поверить трудно – столь натурально выглядят хлебы Севера Руси и ее Юга, Кавказа и даже Туркестана.

Национальная выпечка разложена на столах, характерных для места ее происхождения. Патыры – праздничные азиатские лепешки, которые неделями не черствеют, а зачерствев, сохраняют на годы все свои питательные свойства, а также треугольная узбекская самса покоятся рядом с пиалами для чая на низком столике – дастархане с низкими сиденьями вокруг, называемыми «суфа». Кавказские хлебы – армянские лаваши и грузинские трахтинули, аджарские открытые хачапури – на столе, покрытом традиционной армянской скатертью, где нашлось место и рогу для вина. Южнорусские и польские булки оттеняют расшитые рушники, а высокая стопка русских блинов и блюдо с ржаными калитками жмутся к классическому самовару.

– Это уже вторая подобная выставка из цикла выставок нашего музея о выпечке народов, населяющих Петербург, – обращает внимание научный сотрудник музея Юлия Кирсанова, которая и придумала образ экспозиции. – В ее создании принимали участие Дом национальностей, национально-культурные объединения Петербурга и городская ассоциация хлебопеков. На сей раз девиз выставки – «Войди в мой дом, отведай моего хлеба».

Он очень точен, ибо что быстрее всего отворяет души и распахивает сердца, как не добрая улыбка хозяина и хлебный дух в его доме. А домов всевозможных в нашем городе превеликое множество. Петербургская кухня формировалась все триста лет, что стоит град Петров, и за эти века вобрала в себя и оригинально переработала элементы различных кулинарных традиций. При всем многообразии форм хлеба сущность-то его у всех народов одна. Воистину он – имя существительное: и обыденная пища, и народная память, и наивысший нравственный закон.

На выставке в единственном в России питерском Музее хлеба, которая продлится до конца октября, можно увидеть не только саму выпечку, но и процесс ее приготовления в разных уголках России и ближнего зарубежья, а также кухонную утварь, без которой тесто не замесишь и хлеб не испечешь. Хотя выставка открылась вчера, но будет расширяться: из сельскохозяйственного музея в эстонском Тарту везут экспозицию «Хлеб – хозяин хутора», которая откроется в предстоящую субботу. В тот же день тут пройдет и первый мастер-класс по выпечке национальных хлебов – узбекская диаспора наглядно покажет, как готовятся лепешки, и даже поделится их рецептами. Спустя неделю подобный мастер-класс пройдет по марийской выпечке, а через субботу, 24 октября – по армянской.