Бывший «Сибирский стрелок»

Бывший «Сибирский стрелок»

На закрытую территорию воинской части так просто не попасть, но по случаю памятной даты сюда допустили ветеранов, участников поисковых отрядов, школьников.

На закрытую территорию воинской части так просто не попасть, но по случаю памятной даты сюда допустили ветеранов, участников поисковых отрядов, школьников. Первым делом собравшиеся прошли к могиле погибших на «Конструкторе», там и состоялась траурная панихида, которую провел «поисковый батюшка» – благочинный Кировского округа отец Вячеслав (Харинов). Потом все проследовали к храму во имя преподобного Петра Афонского и святой равноапостольной княгини Ольги. Построенный в 1904 – 1905 годах по личному распоряжению Николая II, он так же, как и захоронение погибших на «Конструкторе», находится на закрытой территории, принадлежит к числу малоизвестных архитектурных памятников. Между тем автором проекта прекрасного храма в русском стиле был петербургский архитектор А. В. Кенель. Высокая колокольня служила ориентиром для моряков – она была видна издалека на Ладоге. В 1938 году храм закрыли, а потом долгие годы он использовался под склад, пришел в упадок и запустение...

Сторожевой корабль «Конструктор» тоже был настоящей легендой. Ведь он – бывший эскадренный миноносец «Сибирский стрелок», связанный с именем Колчака. Он даже вошел в недавний кинофильм «Адмиралъ», правда, под видом «Стрелка» показали совсем другой корабль. Гибель бывшего «колчаковца» в ноябре 1941 года стала одной из тайн, которую удалось приоткрыть совсем недавно.

История «Сибирского стрелка» действительно уникальна. Он относился к серии кораблей, постройку которых финансировал созданный во время русско-японской войны Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. За два года комитет на собранные народные средства построил больше двух десятков военных судов. Моряки называли их «добровольцами».

С началом первой мировой войны «Сибирский стрелок» использовался для постановки минных заграждений на Балтике. Он входил в полудивизион особого назначения 1-й минной дивизии, которым командовал Александр Колчак – будущий «верховный правитель России».

В феврале 1918 года «Сибирский стрелок» стал участником легендарного «Ледового похода» кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В сентябре 1925 года «Стрелка» разоружили, переименовали в «Конструктор» и использовали для испытаний новых образцов минно-торпедного оружия и систем управления огнем.

Но затем корабль вновь стал военным. В качестве канонерской лодки он участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, а с начала Великой Отечественной вошел в состав Ладожской военной флотилии. С началом действия водной Дороги жизни корабль сопровождал конвои в Ленинград и вывозил из города эвакуированных ленинградцев. Немцы называли его «черным крейсером», поскольку корабль ходил на угле, оставляя за собой хорошо заметный издали след черного дыма.

Трагедия случилась 4 ноября 1941 года, когда «Конструктор» стоял на рейде у Осиновецкого маяка, принимая на борт эвакуируемых ленинградцев. Корабль был атакован вражеским самолетом – одна из 250-килограммовых бомб попала в носовую часть корабля. Корабль потряс страшный взрыв, и буквально в один миг носовая часть с тремя спрессованными от ударной волны палубами повисла в воде. Однако удалось сохранить корабль на плаву и снять чудом уцелевших пассажиров. Жертвами катастрофы стали около 200 человек, в том числе 32 члена экипажа.

Удивительно, но почти полностью уничтоженный эсминец восстановили. На Ижорском заводе по деревянным шаблонам изготовили новую носовую часть, доставили ее в Осиновец и там собрали. В апреле 1943 года отремонтированный «Конструктор» вновь включили в состав Ладожской военной флотилии. После окончания битвы на Ладоге «Конструктор» вернулся к своей довоенной профессии. И только спустя двенадцать лет, когда корпус и машины «Конструктора» были изношены уже до предела, его отправили на металлолом...

Могила погибших на «Конструкторе» сохранилась до сих пор. там и довелось побывать участникам акции памяти, организаторами которой выступили ассоциация «Защитники Ленинграда» и фонд «Защитники Невского плацдарма». Как рассказал директор осиновецкого музея Дороги жизни Александр Войцеховский, летом прошлого года удалось сделать первые шаги к постижению тайны гибели «Конструктора». На дно Ладожского озера к уцелевшим остаткам носовой части корабля спустились водолазы. Были сделаны уникальные находки, поднятые со дна и переданные в музей Дороги жизни, – якоря, посуда, оборудование. Прекрасно сохранилась латунная мойка на четыре крана из офицерской столовой, у которой, возможно, умывался Колчак...

Войцеховский, много лет проводящий подводные исследования на Ладоге, подчеркнул, что далеко не все из погибших на «Конструкторе» 4 ноября 1941 года покоятся в братской могиле на берегу речки Морье. Это подтвердили подводные исследования: в найденной на дне Ладоги носовой части было обнаружено несколько останков моряков в бушлатах. Войцеховский заверил, что подводные поисковые работы продолжатся, и все останки будут подняты и с воинскими почестями преданы земле...