Белый халат доктора Раухфуса

Белый халат доктора Раухфуса

В 60-е годы ХIХ века в России было лишь три детские больницы. Матери месяцами ждали, чтобы поместить на лечение больного ребенка.

В 60-е годы ХIХ века в России было лишь три детские больницы. Матери месяцами ждали, чтобы поместить на лечение больного ребенка. Детские лечебные учреждения с их казенным видом, теснотой и мрачными интерьерами вызывали тоску, страх и чувство тревоги. Общие палаты не давали никакой гарантии, что заразные болезни не передадутся от одного больного к другому. Питание было неважным, да и мест для прогулок не хватало.

Именитый врач, первый в России отоларинголог Карл Раухфус, наблюдая плачевное состояние педиатрической помощи и необычайно высокую детскую смертность, решил изменить это положение. В лице принца Петра Георгиевича Ольденбургского, который командировал его в Европу за опытом, Карл Андреевич обрел единомышленника. Именно Ольденбургский, возглавлявший Ведомство императрицы Марии, выступил инициатором строительства крупнейшей детской больницы в Петербурге, призванной «обеспечить недостаточному населению столицы верный способ к лечению его детей». Для строительства были привлечены личные средства принца и средства некоторых благотворительных фондов.

Строительство здания больницы было поручено архитектору Ц. А. Кавосу, победившему во втором туре конкурса, объявленного Ведомством учреждений императрицы Марии. Для больницы был отведен участок в центре города недалеко от Николаевского вокзала. Предложенная архитектором застройка оказалась наиболее экономичной для небольшого участка; в центре автор проекта сумел даже выделить защищенную от шума и пыли зеленую парковую зону – внутренний двор. Просторные и светлые палаты были ориентированы в сад. По чертежам самого Раухфуса были спланированы внутренние помещения, в которых все углы в палатах были «закруглены», чтобы устранить пустые угловые пространства, недоступные проветриванию. Им же были разработаны специальные тумбочки, столики и кровати с откидными боковыми стенками. Палаты планировались небольшие – от одной до четырех коек.

Закладка больницы состоялась 30 сентября 1867 года, а спустя два года она была открыта. Рескриптом императора Александра II ей было дано наименование «Детская больница принца Петра Ольденбургского». В 1876 году план здания и образцы оборудования больницы были представлены на Международной выставке в Брюсселе, где Ведомству императрицы Марии был присужден «Почетный диплом за лучшую детскую больницу», а в 1878 году на Всемирной выставке в Париже больницу удостоили Большой золотой медали, и ее проект был взят за эталон при строительстве других детских больниц в России.

На момент открытия это была самая большая и лучшая детская больница в мире. Она была рассчитана на 200 коек и состояла из трех отделений – хирургического, терапевтического и инфекционного. В ней впервые была построена паровая дезинфекционная камера, а заразное отделение размещалось в отдельном корпусе, где были созданы изолированные палаты для больных с дифтерией, скарлатиной, корью и оспой, а также две палаты для больных с невыясненными диагнозами.

Именно в этой больнице впервые Карл Раухфус надел на врача белый халат, без которого мы с раннего детства не можем представить себе ни одного доктора, и ввел специальную форму для фельдшериц. Здесь впервые в России с блестящим результатом была применена противодифтерийная сыворотка. Как говорил сам доктор, «дифтерийное отделение изменило свой вид: ряды погибающих в мучениях сменили ряды веселых детей». На каждого больного ребенка был заведен специальный «дневник ухода». Во всех отделениях имелась библиотечка для детей и набор игр. Для занятий по школьной программе приглашались учителя.

Амбулатория больницы была организована таким образом, что приходившие больные после процедур или гимнастических упражнений по нескольку часов могли отдыхать в обустроенных комнатах. Родители с удовольствием обращались в больницу еще и потому, что часто она оказывала помощь, не характерную для медицинского учреждения: в амбулаториях детей мыли в ваннах, поили бульоном или молоком, предоставляли возможность заниматься в гимнастическом зале, большинству давали бесплатные лекарства.

Здесь впервые в России был учрежден институт врачей-ассистентов, находившихся на полном обеспечении и проходивших в два-три года все отделения больницы. Врачи-ассистенты жили при больнице и были всегда доступны для больных. Наличие периодически сменяющихся молодых специалистов вносило в жизнь больницы «энтузиазм и энергию молодости».

Для подготовки среднего персонала при больнице были открыты курсы фельдшериц, была организована и единственная в своем роде школа нянь. Няни «избирались преимущественно из питомиц Воспитательного дома и из воспитанниц Женского патриотического общества с двоякой целью: во-первых, для ухода за находящимися на излечении в больнице детьми, и во-вторых, для приобретения надлежащего навыка в уходе за больными детьми и для собственного усовершенствования в нравственном и умственном отношениях...».

...В 1918 году больница принца Ольденбургского была переименована в детскую больницу имени Карла Андреевича Раухфуса, чье имя она носит до сих пор. В советское время больница продолжала быть лидером в медицине. Впервые в отечественной практике в 1925 году здесь было открыто отделение ЛОР, годом позже – неврологическое отделение. В трагические годы блокады больница не прекращала свою деятельность. Здесь лечили детей с дистрофией, пневмониями, ожогами и ранениями. Многие ныне живущие дети блокадного Ленинграда были спасены героическими усилиями врачей. В конце 1950-х годов в больнице появилось травматологическое отделение и была организована совсем новая в то время служба анестезиологии.

Со времени создания больницы количество коек в ней увеличилось, но за более чем вековой срок существования она ни разу полностью не ремонтировалась. Лишь 1 июля 2007 года больница была закрыта на реконструкцию. Планировалось дополнительно построить два новых корпуса и полностью переоборудовать существующие, закончив работы в конце 2008 года. Но экономический кризис внес свои коррективы: теперь окончание реконструкции намечено на конец нынешнего года. Петербуржцы с нетерпением ожидают открытия обновленной детской больницы. Хочется верить, что и в будущем не один раз мы узнаем о новых медицинских открытиях, осуществленных в ее стенах.