Летний сад: подрядчики спорят, работы идут

Летний сад: подрядчики спорят, работы идут

В Летнем саду полным ходом идут работы — вывезены все скульптуры, сухие деревья спилены, больные - лечат. В разгаре археологические работы — специалисты извлекли из-под земли Менажерейный пруд и

В Летнем саду полным ходом идут работы — вывезены все скульптуры, сухие деревья спилены, больные - лечат. В разгаре археологические работы — специалисты извлекли из-под земли Менажерейный пруд и основания нескольких фонтанов. Тем временем в судах продолжается рассмотрение исков компаний, недовольных отстранением от конкурса на реконструкцию Летнего сада. 10-го сентября петербургский арбитраж должен дать ответ компании «Невисс-комплекс», подавшей иск к Русскому музею и выигравшей контракт компании ООО «Профиль».

«Первый суд уже прошел в Москве — недовольные компании подавали иск к ФАС, но антимонопольная служба победила. Теперь пришла наша очередь. Не приведи господь, если конкурс будет отменен. Придется прекращать работы, и еще на несколько лет о Летнем саде можно будет забыть. Да и неизвестно, удастся ли снова получить бюджетные деньги, если весь сложный путь согласований придется начинать сначала. Сейчас же мы уверены, что к 2011 году работы будут закончены», - заявил журналистам замдиректора Русского музея по комплексной реставрации и капремонту Владимир Баженов, показывая начало работ.

По словам Баженова, на днях любимый петербуржцами сад был полностью передан подрядчику — ООО «Профиль». Генеральный директор компании Владимир Соловьев пообещал регулярно информировать горожан о ходе работ, для того чтобы избежать обвинений в «небережливом отношении» и «варварском разрушении», которые периодически приходится слышать. Подрядчики вместе с музеем даже решили не закрывать сад «глухим» забором, чтобы каждый мог заглянуть внутрь и своими глазами оценить весь ход работ.

Внутри уже появились дорожки, по которым сможет передвигаться тяжелая техника без вреда для корней деревьев. По словам директора «Профиля», перед тем как взяться за каждое дерево, приходится получать разрешение от КГИОП и прочих структур. Это серьезно замедляет работу, но зато есть уверенность в том, что ошибок не будет. Сносятся только «мертвые» растения — таких оказалось 47. Все больные пытаются вылечить. За июль-август уже подверглись лечению 100 дупел, на 235 деревьях проведена «вырезка суши», на 3-х установлены фиксирующие стяжки, все остальные подкормлены удобрениями.

Вся скульптура (4 скульптурные группы, 39 статуй, 44 бюста, 94 пьедестала) уже перемещена из сада — копии находятся в Михайловском саду, оригиналы - в Михайловском замке на реставрации. Настоящие скульптуры в Летний сад уже не вернутся — за прошедшие века они пришли в такое состояние, что решено не подвергать их больше общению с природой. Они останутся на музейном хранении и будут заменены копиями.

Археологи раскопали основание Менажерейного пруда, погибшего во время наводнения 1777 года. Кстати, возглавляет работы в Летнем саду всё тот же Петр Сорокин, под началом которого специалисты раскапывали Ниеншанц и Ландскрону на площадке «Охта центра». Пруд планируется восстановить, но историческое кирпичное дно, которое было обнаружено, использовать для этой цели, видимо, не удастся. Воду оно уже не держит, скорее всего, это дно законсервируют, а над ним сделают новое — из современных материалов.

Планируется восстановить и 8 фонтанов, погибших во время того же наводнения — 4 их них будут на центральной аллее, 4 по краям сада в восстановленных боскетах. На их воссоздание уйдет 120 миллионов рублей (большая часть - на камень для декора — например, гранит). Обсуждается и вопрос о восстановлении знаменитого комплекса фонтанов «Лабиринт», но пока эта идея исключена из проекта. «Мы обсуждаем этот вопрос с КГИОП, но окончательное решение будет принято только после проведения археологических и архивных работ. Пока «Лабиринт» даже исключен из генплана», - объясняет заведующий отделом технического надзора за реставрацией в садах Русского музея Сергей Ренни.

У специалистов вызывает вопрос, возможно ли восстановить фонтаны в их первозданном виде, или это будет только некая работа по мотивам истории. «Конечно же, в результате раскопок мы не сможем сказать, как «Лабиринт» выглядел сверху. Найдены пока только основания фонтанов, по которым можно сказать одно — каждый из них был индивидуальным, каждый своего размера, сделанный под конкретную скульптуру», - говорит Петр Сорокин.

Начинаются работы и по реставрации ограды Шарлеманя и Невской ограды Фельтона. Одну просто отреставрируют (в том числе и исправят последствия печально известного ДТП), в другой на исторические места вернут ворота. Общая сумма, которую федеральный бюджет выделил на реконструкцию сада, напомним, составляет 2,3 миллиарда рублей. В Русском музее настроены закончить работу к 2011 году — если процесс не остановит суд.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру