Вторая его половина художественных открытий не принесла. Однако предъявила пару удачных дебютов, пару удачных игровых фильмов, замечательный неигровой, группу бодрых умненьких сравнительно молодых режиссеров и продюсеров, очень трезвый и невеселый взгляд социолога Даниила Дондурея на отечественный кинопроцесс в целом, три будущих проекта, четыре языковых новообразования и традиционный фейерверк над замком в финале.
Все не рассказать, что-то прорежется по ходу заметки про лауреатов.
В анимационном конкурсе жюри во главе с классиком-художником Сергеем Алимовым «Золотую ладью» отдало «Солдатской песне» Елены Черновой: у каждого солдата есть внешне очень похожий на него ангел-хранитель, и можно не совсем сомневаться в том, что это совесть. А «Серебряную ладью» – «Закону жизни» Ришата Гильметдинова, известной зрителям по фестивалю «Питеркит» суровой джеклондоновской притче о людях и волках.
В конкурсе неигровых картин жюри под руководством известнейшего телевизионного мастера Льва Николаева единодушно признало лучшим фильм «Вдвоем» Павла Костомарова. Простую поэзию жизни, тысячу раз виденную в кино – пожилые муж и жена, они художники, они любят друг друга, – Костомаров, сам же и оператор, облек в свои «слова» со своей «рифмой» так, будто мы видим эту историю впервые. Отмечу особо, что нежнейшая картина принадлежит автору, который до сих пор был славен социальными и фарсовыми фильмами «Трансформатор», «Мирная жизнь» и «Мать» (все в соавторстве с Антуаном Каттином).
Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких приняла Ирина Васильева за картину «Второй» из цикла «Больше, чем любовь» канала «Культура», посвященную философу Григорию Померанцу. Приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск», а также «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России вручен Григорию Константинопольскому за «Кошечку» – малобюджетную «антикризисную» работу, подкупающую своим остроумием. Четыре новеллы – монологи четырех артистов (Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин), написанные самим режиссером и снятые отличными операторами. Это фильм «в концертном исполнении», по сути – театр одного актера, совершенно не известный большинству нынешней молодой аудитории и подзабытый старшими. Не пропустите в телепрограммке или купите на DVD, там обещана и пятая новелла – бонус.
Михаил Ефремов в своей новелле сыграл балерину на пенсии – в «лебединой» пачке у станка, и не упасть от смеха со стула невозможно. Жюри игрового конкурса во главе с Алексеем Германом-младшим, немножко запутавшись в формулировках, наградило его за лучшую мужскую роль. Однако не растерялся Константинопольский, который тут же передал приз режиссеру Илье Демичеву: в его трагикомедии «Какраки» по собственному же сценарию Ефремов выступил-таки мужчиной (кажется, первая главная роль в кинокарьере этого выдающегося русского актера).
«Какраки» означает «как раки» и рассказывает о жизни простого российского чиновника. Не писарь вроде Акакия Акакиевича, сидит высоко в министерстве, но тоже маленький, в сущности, человек. Гоголь в картине не переворачивается в гробу, а только, отпеваемый, открывает глаза; жена героя слегка рискованно олицетворяет старую «шинель», а возлюбленная – новую, сценарно подкачал финал. Но первая треть фильма превосходна – точна, смешна и грустна, да и в целом дебют известного московского ресторатора на удивление достойно приготовлен. Приз президента фестиваля Армена Медведева и третье место по опросу публики в конкурсе «Выборгский счет».
Лучшая женская роль – у Алисы Фрейндлих в эссе Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», удостоенном также «Золотой ладьи». Фантазия о возвращении Иосифа Бродского в Петербург долго шла в Доме кино и, надеюсь, увидена всеми желающими. Безусловно, у Германа-младшего и его жюри не было выбора.
Спецприз «Серебряная ладья» вручен Нане Джорджадзе за фильм по сценарию Ираклия Квирикадзе «Метео идиот» (в титрах именно так): жизнеописание вышедшего из тюрьмы метеоролога, который отвоевывает свою жену, рыжеволосую, как сама Нана, у циркового огнеглотателя и шулера. Дуэт Мераба Нинидзе и Чулпан Хаматовой (летчица-брюнетка, слегка пьяница от одиночества), очевидно, не мог оставить равнодушным председателя жюри: эти же актеры сыграли главные роли в его «Бумажном солдате».
А публика, о предпочтениях которой мы с вами гадали в прошлом репортаже с фестиваля, наибольшее число баллов отдала драме «Одна война» Веры Глаголевой (второе место) и ленфильмовской лирической комедии «Видримасгор, или История моего космоса» дебютантки Яны Поляруш. (Вторая наша заявленная картина – «Верую» – снята с конкурса ее автором Лидией Бобровой с неотчетливой для меня аргументацией.)
Непонятное слово в названии современной сказки Яны Поляруш означает «вид Рима с гор», существенного отношения к сюжету не имеет (как, впрочем, и к Риму, вокруг которого нет гор). Зато фильм имеет четкое отношение к лучшим традициям питерского кино с его человеческими чувствами, милыми чудаковатыми героями, отличными актерскими работами, добросовестно и образно исполненной фактурой и прочими типично ленфильмовскими штучками. Картина, чуть-чуть пересахаренная в финале, чуть-чуть теряющая себя в середине, заслуженно сорвала аплодисменты дважды: в конце и в самом начале, при появлении на экране «Медного всадника» в лучах прожекторов. «Большая Золотая ладья» итогом. Поздравляю.
В итоге же самого «Окна в Европу» – 30 тысяч зрителей за пять дней. И весь спектр впечатлений от среза российского кинематографа этой осенью. Эдакий, простите, кусок арбуза: сладко, а то и дело косточками отплевываешься.