Зажечь песок

Зажечь песок

Горожане и гости города пытались если не сфотографировать, то хотя бы заглянуть за ограду импровизированной мастерской, похожей, скорее, на гигантскую песочницу, понаблюдать за таинством рождения скульптур из самого, казалось бы, неподходящего для этого материала – песка, глины, воды.

Горожане и гости города пытались если не сфотографировать, то хотя бы заглянуть за ограду импровизированной мастерской, похожей, скорее, на гигантскую песочницу, понаблюдать за таинством рождения скульптур из самого, казалось бы, неподходящего для этого материала – песка, глины, воды. Взрослые мужчины, не дети, колдовали над огромными формами, утрамбовывая и орошая песок. И никто, включая команды-участницы, не был уверен в результате. Самым трудным, как нам потом рассказали художники, оказалось не создать эскизы, они уже были утверждены отборочной конкурсной комиссией (в финал попали 20 из 50), а вписать проект в этот уникальный уголок Петербурга, где все – история, как сама Нева и Петропавловская крепость.

Участие в восьмом по счету международном фестивале приняли 20 команд из разных стран мира – Бельгии, Германии, Швеции, Эстонии, Украины, России, Сирии и других стран.

Организаторы конкурса меньше всего опасались, что дожди неверного петербургского лета смогут этот огонь потушить, разрушив песчаные скульптуры под открытым небом.

Авторы композиции «Огонь, спасающий искусство» (Хабаровск), имеющие навыки работы не только с песком, но и со льдом, все секреты не раскрыли, но намекнули, что после окончания выставки, которая продлится до сентября, разрушать статуи из песка придется бульдозером, вручную сделать это будет очень сложно.

Строить фигуры из песка на берегу Невы – уже давняя традиция. И каждое лето мастера стремятся преуспеть в художественном исполнении, оригинальности, технических навыках и соответствии теме – ведь именно по этим критериям отбирают победителей.

На вопрос, сложно ли будет выбрать трех призеров из множества претендентов, генеральный консул Литвы Ричардас Дегутис, приглашенный в состав интернационального жюри, ответил так: «Мне сложно выбрать. Я на этой выставке впервые, мне все нравится, а скульптуры очень красивые. Главными параметрами для меня будут техническое совершенство и оригинальность». С коллегой из судейского комитета согласен архитектор Вячеслав Бухаев: «Выбирать, конечно, сложно. Думаю, что оригинальность – наиболее важная составляющая работ. А вообще выставка, как мне кажется, будит творческое начало у зрителей – это очень полезно».

Что хотели сказать сами мастера – они уже передали своими работами и вряд ли могут что-либо добавить. Кирилл Баир (его работа называется «Из глубины веков») определил наиболее интересное для себя: быть на виду, давать возможность зрителям наблюдать, как из мельчайших кварцевых частиц рождаются правильные геометрические формы и пластичные аккуратные фигуры. Больше всего он опасается не погоды – вандалов, дождь не страшен работе завершенной, когда защитный раствор уже покроет готовое изделие.

Сильный ливень проверил работы на прочность в четверг. А церемония закрытия фестиваля и награждение победителей состоялись в пятницу вечером. И это было продолжением олимпийской темы: все участники облачились в греческие туники и доспехи. Музыка, столь же легкая и изящная, как и песок, сопровождала действие. С восторгом восприняла публика явление олимпийских богов – Зевса, Аполлона, Гермеса, Бахуса, Орфея, Марса. Ими оказались артисты и оперные исполнители. Роль Афродиты исполнила Полина Тропило.

Первое место досталось россиянам, мастерам из Моск-вы Павлу Заданюку и Баграту Степаняну, выполнившим трагическую скульптуру «Прометей». Второе место ушло в Екатеринбург, призерами стали Сергей Заплатин и Григорий Пономарев (композиция под названием «Зажжение олимпийского огня»), третье место заняли Валерий Петренко и Дмитрий Клименко (Россия, Украина, «Пусть победит сильнейший»).

Те, кому в этот раз не посчастливилось занять призовые места, могли утешиться девизом тех же Олимпийских игр: «Главное не победа, а участие». Впрочем, организаторы конкурса постарались сделать так, чтобы никто не ушел обиженным. Все участники получили дипломы на память. Некоторые работы отмечены специальными подарками спонсоров.