А кучера под суд

А кучера под суд

Еще Петр Первый стремился сделать Петербург не только столицей обновленной России, но и образцовым европейским городом, движение по улицам которого осуществлялось бы «регулярным порядком».

Еще Петр Первый стремился сделать Петербург не только столицей обновленной России, но и образцовым европейским городом, движение по улицам которого осуществлялось бы «регулярным порядком». Первым безопасностью движения озаботился генерал-полицмейстер А. Э. Девнер, при упоминании имени которого жители Петербурга приходили в трепет. Это он 290 лет назад подготовил первые указы Петра I:

«А ежели кто по сему указу не будет чинить: таковые за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью будут сосланы на каторгу». Промахи карались жестко. Однажды одноколка, в которой ехали император и генерал-полицмейстер, застряла на переезде через канал у Новой Голландии, поскольку несколько досок из мостика кто-то утащил. Пока согнувшийся «главный гаишник» сдвигал доски, чтобы проехать, Петр Первый охаживал его дубинкой по спине и бокам, напоминая, что начальник должен знать обо всем, что происходит в городе.

Однако при Екатерине II «повсеместная безопасность, наипаче же по улицам, не была так наблюдаема, как ныне... и несчастные случаи не были столь редки». Между прочим, в царствование Анны Иоанновны в Петербурге не было и ста карет, а при императрице Екатерине их насчитывалось более 4000.

Вот цифра 205-летней давности. В 1804 году в Петербурге были задавлены экипажами и повозками три человека, в 1805-м – столько же, в 1807-м – четверо. О каждом несчастном случае докладывали императору. Александр I принял указ, определяющий ответственность виновников происшествий. Два века назад кучеров отдавали под суд, их экипажи конфисковывали, а владельцы к тому же были обязаны лечить пострадавших за свой счет.

В среднем на каждые пятнадцать жителей приходилось в те времена по одной ездовой лошади.

В 1900 году Городская дума утвердила постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». В те времена на питерских дорогах по вине автомобилистов происходило свыше 780 несчастных случаев.

Через три года в Петербурге насчитывалось 2585 легковых машин. Нарушители наказывались не только денежным штрафом, но и лишением свободы на срок до трех месяцев.

85 лет назад в городе проживали 1 млн 170 тыс. человек. Ездили 400 трамвайных вагонов, 668 легковых машин, 573 грузовика, 177 мотоциклов и 14 780 велосипедов. И только на трамваях произошло 46 смертельных случаев и 148 ДТП с тяжелыми травмами. За три месяца 1925 года за нарушение трамвайных правил оштрафовали 9837 человек на месте, 2387 – в отделениях милиции, за другие нарушения правил движения по городу привлекли к ответственности свыше 8000 человек.

Сегодня на каждого четвертого петербуржца, включая грудных младенцев, приходится по одному автомобилю.

В прошлом году за пять месяцев по вине пьяных водителей произошло 104 несчастья, в нынешнем – 86. Общее число дорожных происшествий снизилось с 4252 до 3965. Детский транспортный травматизм сократился. А вот ДТП по вине велосипедистов пошли в рост – с 22 до 31.

Главный гаишник Петербурга и Ленобласти генерал Сергей Бугров считает, что его подчиненные стали работать более профессионально. Его ближайшие помощники – офицеры милиции Виктор Черных, Виктор Гранев, Валерий Минаев, Виктор Пичугин, Николай Уважаев, Алексей Голубев, Борис Абрамов, Александр Ионков внесли немало дельных предложений в федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения вплоть до 2012 года». В ее рамках реализуется региональная концепция по обеспечению безопасного дорожного движения в Санкт-Петербурге.