Реет над нами«Красное Знамя»

Реет над нами«Красное Знамя»

При большом стечении культурной общественности там открылась двухнедельная выставка 46 российских и двух французских молодых художников «Пространство тишины».

При большом стечении культурной общественности там открылась двухнедельная выставка 46 российских и двух французских молодых художников «Пространство тишины». Название оказалось с двойным дном. Художники заняли и обыграли 3 тысячи квадратных метров пустующей фабрики. В отношениях нынешнего собственника и КГИОП возникла пауза, вызванная разными представлениями о том, что необходимо сохранить от «Красного Знамени».

Приглашение современного искусства на территорию такого размера все еще непривычно для Петербурга. Владелец фабрики Игорь Бурдинский явно стремился решить одновременно две задачи. Первая классическая, девелоперская: есть участок земли площадью более 4 гектаров в историческом центре города, да еще украшенный знаменитой башней Мендельсона. Надо привлечь инвесторов, для чего провести серию громких акций. Большая выставка молодых художников подходит для этой цели. За ней наверняка последуют другие. Если место станет модным, то деньги могут прийти, это подтверждает мировая практика.

Конечно, кризис внес свои поправки. Перед вернисажем на вопрос, когда наступит светлое будущее, Игорь Бурдинский сообщил: «Дайте денег, и за три года это место полностью преобразится». Действительно, известный английский архитектор Дэвид Чипперфильд, участник недавнего конкурса по «Набережной Европы», создал проект реновации фабрики. Там могут появиться бизнес-центр и культурный центр, отель и жилье. Башня – памятник архитектуры должна стать музеем современного искусства.

Вне программы открытия выставки автору этих строк удалось эксклюзивно, за что отдельное спасибо Игорю Бурдинскому, посетить башню Мендельсона. Помимо мощных внешних стен и мощных фундаментов от угольных печей на высоте нескольких этажей сохранились огромные бетонные емкости для воды, которые долгое время служили резервом для обеспечения теплом всей Петроградской стороны. Возможности для превращения такого здания в современный музей очевидны. Хотя существует много вопросов по сохранности железобетона, которому исполнилось 80 лет. Зимой специалисты по реставрации бетона из минского института «Стройнаука» обследовали башню. Состояние конструкций очень разное, предстоит штучная работа.

Но основная проблема, которая задерживает подготовку документов, и к ней выставка привлечет дополнительное внимание, заключается в разных взглядах КГИОП и Совета по культурному наследию, с одной стороны, и собственника, с другой, на цеха «Красного Знамени». Бурдинский имеет заключение историко-культурной экспертизы, согласованной КГИОП в 2007 году, о возможности сноса цехов и намерен создать на их месте коммерческую недвижимость. Общая площадь помещений по проекту Чипперфильда составляет более 100 тысяч квадратных метров.

КГИОП и совет предлагают сохранить цеха, понимая, что это сильно увеличит стоимость проекта, но спасет комплекс фабрики, без которого силовая станция станет красивой декорацией для современных построек. В этом году совет по культурному наследию дважды занимался «Красным Знаменем» и не пришел к окончательному решению.

До каникул запланировано еще одно заседание Совета по культурному наследию. Возможно, последует третья попытка мозгового штурма. Именно поэтому так актуально смотрелась на выставке огромная полиэтиленовая голова дуэта Андрей Блохин – Георгий Кузнецов с вращающимся внутри серым пластиковым веществом. Ироничное название «Ветер в голове» можно объяснить желанием получить свежие небанальные идеи.