Люди путешествовать не перестанут

Люди путешествовать не перестанут

Образ жизни или кошелек? Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что основными текущими задачами для северной столицы является.

Образ жизни или кошелек?

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что основными текущими задачами для северной столицы является, во-первых, сохранение туриндустрии как таковой (то есть постараться ничего не закрыть), во-вторых – сохранение динамики развития (чтобы количество клиентов хотя бы не уменьшилось) и в-третьих – сохранение имиджа открытого гостеприимного города.

Сейчас в отрасли образовалась ситуация «отложенного спроса». Это означает, заключили эксперты, что, когда будет достигнуто дно кризиса и «любой гражданин сможет оценить, сколько денег осталось в кошельке», – только тогда спрос начнет восстанавливаться. А сколько на это потребуется времени, сейчас никому не известно. Поэтому в текущем сезоне большинству предприятий следует думать не о прибыли, а о сохранении лица, имиджа фирмы, чтобы после кризиса «вновь полноценно ощутить себя на рынке, выйти из него с достоинством, как Афродита из пены».

Когда люди не могут заранее спланировать свою финансовую ситуацию, то принимают решение о поездке в последний момент. Поэтому если раньше к началу лета у петербургских туроператоров «все было продано», то сейчас им придется работать буквально «с колес», то есть мобильно ориентироваться в спонтанно складывающейся реальности.

Мария Алифанова:

– Я бы заменила набившее оскомину слово «кризис» понятием «новые экономические условия». Ведь в экономике действительно сложились новые условия, и во всех отраслях происходят резкие изменения. Что касается Петербурга, то сюда граждане все равно как ездили, так и будут ездить. Здесь сейчас стало гораздо больше отелей, и нет проблемы, где селить прибывших. Но поставщики туруслуг сложно адаптируются в новых условиях. Потребовалось несколько месяцев, чтобы гостиницы стали значительно понижать цены. Необходимо более гибко относиться к реальной ситуации на рынке. 90% наших гостиниц так и делают, разрабатывают спецпредложения. Зато меняет сегмент деловой туризм – если раньше бизнесмены стремились непременно в пятизвездные отели, то сейчас готовы селиться в четырехзвездные и даже в трехзвездные. А вообще туризм – это образ жизни, ее неотъемлемая часть, это инвестиции в собственную работоспособность. Поэтому как бы ни складывалась ситуация на рынке, люди не перестанут путешествовать.

Можно сказать, что состояние туризма как отрасли – это индикатор выхода из кризиса. По состоянию туриндустрии сразу видно, здорова экономика или больна. По мнению экспертов, Петербург подошел к кризису более-менее подготовленным. Задолго до экономического спада началась диверсификация отрасли. Она заключалась в том, что появилось большое количество малых отелей – по мнению экспертов, такого в России нет нигде, за исключением разве что Черноморского побережья Кавказа (но там в основном развиваются не малые отели, а частный сектор). В этом Петербург действительно пошел по пути европейских городов, где работает множество небольших отелей в исторических центрах городов, чтобы приезжим было удобно и останавливаться там, и совершать прогулки – все, как говорится, под рукой.

Появлению малых отелей во многом способствовало празднование 300-летия Петербурга. Сейчас их в городе насчитывается около 600, а до этого был максимум десяток. По форме это классический малый бизнес. Предприятия, как правило, семейные, и их хозяева, как считают эксперты, уже научились выживать даже в условиях нашего рынка. Известно ведь, что и сам процесс открытия отеля, по мнению экспертов, «такая борьба с инстанциями, после которой все остальное может показаться детским садом». Но, несмотря на все бюрократические препоны, малые отели постепенно становятся еще одной «визитной карточкой» Петербурга. Появляются и специализированные мини-отели, связанные с литературными героями или историческими местами. То есть отель сам по себе может стать туристическим объектом.

В этом году намечается появление около 2 тыс. гостиничных номеров, хотя все они планировались в расчете на развитие, а не на кризис. Сейчас же среди отелей по всему миру уже начались «ценовые войны». Так, лучшие гостиницы Лондона, как говорят эксперты, снизили цены на 20%, в Испании то же самое – скидка 20% на все номера. Без снижения цен сейчас невозможно удержаться на рынке. Поэтому в Петербурге должны понимать, что город не может быть дороже соседних Стокгольма и Хельсинки.

Александр Жуков:

– Кризис – это своеобразная «прочистка». Он начался от «перегрева» экономики, который гораздо хуже влияет на сознание людей, чем на саму экономику. «Перегрев» можно сравнить с психопатологической ситуацией, когда люди начинают заниматься не тем, чем нужно, искаженно воспринимают реальность. В настоящий момент сложилась ситуация выбора для тех, кто пришел в бизнес, когда рынок был перегрет. Для тех, кто думал: мол, откроем отель, сразу «срубим бабки». Однако любое ремесло требует кропотливой работы. Это как алмаз, который надо обрабатывать, чтобы блестел, иначе он превратится не в бриллиант, а в никчемный камешек. Поэтому выживут только настоящие мастера своего дела. Они не бросят свое ремесло, потому что это дело жизни, а не только зарабатывание денег.

Да, кого-то кризис затрагивает больше, кого-то меньше. Но ведь не война, слава богу! У многих постояльцев, например, спрос никак не изменился. В прошлом мае заполняемость некоторых малых гостиниц составила 80%, в этом году ожидается около 95%. Необходимо улучшать предложение – необязательно делать дешевле, но эффективным по соотношению цены и качества.

Внутри и снаружи

В кризисные времена практически во всех странах растет внутренний туризм (во всяком случае поездки резко локализуются). Когда пять лет назад в Германии произошел некоторый спад в экономике, турсервис смог достаточно быстро сориентироваться. И за счет регулирования цен внутренний туризм возрос до 70%. Зато остальные путешественники выбрали ближние зарубежные маршруты, благо появилось новое предложение – Балтийское побережье, гостевые домики в Дании и Польше. Точно таким же «ближним зарубежьем» может стать для Европы и Петербург.

В северной столице, как правило, соотношение иностранных и внутренних гостей – 50 на 50, хотя «внутренние» – это в основном москвичи и «бизнес-туристы» из регионов России. Однако, как считают эксперты, в этом году в Петербург могут отправиться те, кто раньше предпочитал дальние поездки. Правда, зарубежные пенсионеры (главные интуристы), которые приезжали в перестроечное время посмотреть на «бывший город железного занавеса», уже не склонны к повторным визитам и выбирают другие маршруты. Зато теперь к Петербургу испытывают интерес их дети.

Правда, имеется существенное «но»: молодому поколению нужна не только «культурная программа», но и индустрия развлечений – в том числе недорогие ресторанчики, клубы с «региональным колоритом». Вот такие туристы в случае удовлетворения своих потребностей склонны приезжать повторно, может быть, даже просто провести в понравившемся месте свои выходные. Это, впрочем, в полной мере касается и российской молодежи.

Так что петербургской туриндустрии пора выходить на новые категории клиентов. И не надо думать, что все непременно хотят попасть в Эрмитаж или в Мариинский театр. Кому-то нравятся разводящиеся мосты, кому-то – белые ночи...

Вообще «эмоциональное состояние на уровне визуального восприятия» может совершить буквально переворот в сознании гостя города. Увы, эксперты сетуют, что «бесконечная череда смен впечатлений» на уровне первых этажей еще не стала традицией. Например, такой исторический район, как Коломна, мог бы быть гораздо привлекательнее для посещений туристами, если бы не был «коммунальным гетто», а был насыщен разнообразными ресторанчиками, барами, музыкальными клубами, галереями, стоянками речных трамвайчиков...

Во многих европейских странах давно организованы пешеходные зоны не «просто так», как это бывает у нас, а с определенной инфраструктурой: торговля, общепит, ярмарка ремесел. А где в нашем городе «главная торговая улица», на которой гости могут получить массу «шопинг-впечатлений»? Где «обжорные» ряды, в которых можно было попробовать блюда самых разных национальных кухонь?

В мировом туризме известно такое понятие, как «аттрактивность», то есть эмоциональное притяжение к тому или иному географическому месту. Она возникает благодаря свойственному только данному месту набору впечатлений. Например, в Петропавловке происходит смена караула и в полдень стреляет пушка – и в том числе поэтому данный туристический объект вызывает повышенный интерес.

Практически во всех столицах мира имеются центры современного искусства, кварталы мастеров: чеканщиков, кузнецов, ткачей и т. д. У нас в городе тоже есть немало замечательных мастеров. Но их не видно на улицах и в торговых рядах. А ведь именно эти специалисты создают ту эмоциональную среду, которую гости, образно говоря, покупают у города.

Сергей Корнеев:

– В 2008 году в Петербурге побывали 5 млн туристов, иностранных и российских. Туризм для города давно стал бюджетообразующей отраслью. По «населению» это практически второй Петербург, и он живет своей, параллельной, жизнью.

В нашей отрасли давно сложилась привычка не рассчитывать на государство. Конечно, если городское правительство начинает нам помогать, то это, безусловно, вдохновляет. Отрадно и то, что появились специальные стоянки для туристических автобусов, введен безвизовый статус для паромных туристов. Буквально на каждой станции метро появилась подробная карта города.

В последние годы стал существенно меняться российский «стереотип опасности». Все чувствуют, что Петербург стремится к европейским стандартам. Но в вопросах безопасности в Европе имеется свой сложившийся маркетинг. В Праге, например, под каждой кружкой пива лежит напоминание: «Осторожно, орудуют карманники». Предупреждающие объявления есть и в Лондоне.

В Петербург приезжают не сидеть с бокалом у бассейна, а любоваться и восхищаться его красотами. Но далеко не все хотят целыми днями пропадать в музеях, поэтому нужны пешеходные зоны с соответствующей инфраструктурой. И в первую очередь в «золотом треугольнике»: Садовая – Невский – Дворцовая. Пора начинать эту инфраструктуру создавать, хотя бы поэтапно.

Образы города

Как говорят эксперты, в последнее время туристы стремятся отдыхать не «скопом», а индивидуально. И именно Петербург становится российским лидером в этой сфере – во многом благодаря интенсивному развитию Интернет-технологий, начиная с бронирования гостиниц через Интернет. Вполне может случиться так, что лет через 10 Интернет практически полностью «убьет» традиционные турфирмы. Они, как посредники между туристами и туристическими объектами, станут попросту не нужны.

Андрей Набатов:

– Петербург – это не курорт, сюда едут не загорать, а посмотреть достопримечательности, посетить музеи, исторические места. Если сравнивать с современными европейскими городами, то там более 50% – это туризм по принципу «сам себе составляю программу». И мы когда-нибудь тоже отойдем от практики массовых заездов, у нас тоже доля т. н. дикого туризма постоянно растет. В 1990-е – начале 2000-х годов нашу страну еще боялись, поэтому предпочитали ездить группами. Сейчас у нас стало безопаснее. Поэтому какой смысл быть связанными в группах? Поэтому и гиды в том числе должны быть адаптированными к работе с индивидуальными гостями.

Есть еще и такой вид туризма, как «скрытый туризм». Например, у кого-то из жителей другого региона в Петербурге проживают родственники или друзья, у которых, конечно, тоже можно остановиться. Но иногда это просто неудобно, поэтому нужны отели и в «спальных» районах (они будут дешевле, да и до родственников недалеко).

В развитии Петербурга как туристического объекта наши эксперты выделили три «образа города». Это, во-первых, «город романтизма» – белые ночи, разводящиеся мосты, прогулки. Второй образ – это «город-праздник»: широкие улицы, открытые пространства, ночная жизнь, специальные события вроде уже упоминавшегося развода караула в Петропавловке. И третий образ – это «историческая столица империи», которой не обойтись без парадов и костюмированных мероприятий.

Ко всему этому следует добавить «мейнстрим» – город должен поддерживать мировые авангардные тенденции и эксперименты в искусстве, кино и живописи, не заимствуя их из Москвы и соседних европейских стран, а наоборот, выступая в качестве их основоположника.

Не следует забывать и деловой туризм: город должен по-прежнему быть местом проведения форумов, конгрессов и семинаров. «На этом можно и денег заработать, и умных людей послушать», – говорят эксперты.

Если же развивать все перечисленные направления, то тогда экономический кризис вряд ли перейдет в социально-политический, считают эксперты. Ведь в этом случае именно туриндустрия откроет новые перспективные направления для развития города.

Подготовил Андрей ГАЛИЦКИЙ