Музей: легенды и стандарты

Музей: легенды и стандарты

После реставрации для посетителей готовы три зала, где представлены экспозиции «Искания театра эпохи Серебряного века», «Театральный авангард 1920 – 1930-х гг.

После реставрации для посетителей готовы три зала, где представлены экспозиции «Искания театра эпохи Серебряного века», «Театральный авангард 1920 – 1930-х гг.» и «Советский театр за «железным занавесом».

Лет пятнадцать назад у музея существовала концепция отдельных экспозиций – по балету, опере, драме, театру малых форм... Теперь, в эпоху глобализации, решили идти не по направлениям, а по эпохам, представить русский театр во всех его ипостасях и жанрах, применив новейшие технологии – дизайнерские, компьютерные, композиционные. В залах демонстрируются фильмы и слайды (фрагменты легендарных спектаклей с участием Улановой, Дудинской, Чабукиани, постановки Акимова, Мейерхольда и др.), звучит музыка, «оживают» экспонаты и элементы декораций, представлены редкие костюмы по эскизам Бакста, работы художников-станковистов Коровина, Бенуа, Головина.

Принципиально важно было открыть новую постоянную экспозицию именно в историческом здании на площади Островского. За последнее время империя Театрального музея разрослась, заработали четыре филиала (Музей Н. А. Римского-Корсакова, Музей Ф. И. Шаляпина, Музей актерской династии Самойловых, Музей музыки в Шереметевском дворце), но главное здание оставалось запущенным. Последняя экспозиция в помещениях бывшей Дирекции императорских театров была открыта в 80-е годы прошлого века.

Тут есть некая философская проблема: любая постоянная экспозиция очень быстро устаревает. Любая временная выставка хороша тем, что на ней можно опробовать какой-то прием, но она просуществует несколько месяцев. А постоянная экспозиция музея простоит минимум десять лет. В нее вложены, как правило, большие денежные средства, поэтому фактом открытия новой постоянной экспозиции сотрудники Театрального музея посылают своеобразный мессидж нынешнего поколения театроведов и историков театра поколению следующему.

Для первой очереди из имеющихся бюджетных средств выбрали три эпохи – Серебряный век, 20 – 30-е годы ХХ века и «железный занавес» (всего задумано одиннадцать залов, экспонаты которых сложатся в общую концепцию «Театральных легенд Петербурга»). Так, в 2010 году планируется открыть «Дягилевский зал», к 2011 году справятся с «Миром закулисья», который разместится в мансарде и на чердаке. Пока его экспонаты – театральный реквизит, шумовые машины и т. п. – копятся за сценой миниатюрного музейного театра на пятом этаже.

Уникальные музейные экспонаты рассказывают о творчестве прославленных мастеров сцены, с которыми связаны реформы и новации русского театра первой половины ХХ века. Средствами музейного дизайна созданы образы театра эпохи мирискусников, авангардистов, времени господства социалистического реализма. В экспозиции активно используются современные технологии, вовлекающие посетителей в интерактивную музейно-театральную игру буквально с порога. На первом этаже музея 23 марта откроются театральная касса, арт-буфет «У Теляковского» (до революции 1917 года театральный деятель, администратор и мемуарист Владимир Теляковский был главой Дирекции императорских театров. – Прим. ред.) и книжно-сувенирная лавка, где можно отдохнуть и ознакомиться с издательской деятельностью Театрального музея. По подобному стандарту (касса, буфет, книги, сувениры) работают сегодня почти все современные европейские музеи.

Особого внимания достойна обновленная лестница, которая также призвана теперь погружать посетителей музея в особую атмосферу. На стенах развешаны картины с изображениями знаменитых и самых красивых петербургских театров – от Эрмитажного до Александринского. Один лестничный пролет не просто стал мемориальным, а превратился в самостоятельный музейный экспонат. Двенадцать ступеней выполнены из сверхпрочного толстого стекла с антискользящим покрытием и украшены автографами великих артистов, которые хоть раз поднимались по этой лестнице – подписать контракт или почтить своим присутствием светский раут.

Всех, кого хотелось бы, лестничный пролет, конечно, не вместил – остановились на самых дорогих для петербургского театра именах: Товстоногов, Бенуа, Комиссаржевская, Шаляпин, Чайковский, Савина, Павлова, Мусоргский, Мейерхольд, Маяковский, Дягилев, Головин. Шагать по этой лестнице теперь без благородного трепета невозможно.