Будущее в розовом цвете

Будущее в розовом цвете

– Хорошо бы еще наверху повесили Явейна... Викторова... – деловито размышляла вслух посетительница, интеллигентный вид которой не допускал предположения.

– Хорошо бы еще наверху повесили Явейна... Викторова... – деловито размышляла вслух посетительница, интеллигентный вид которой не допускал предположения, будто она и впрямь ратует за средневековую экзекуцию над Никитой Игоревичем и Александром Павловичем.

Милая дама действительно советовала повесить лишь портреты бывших руководителей КГИОП и КГА, соответственно (женщина готова была продолжать список), с каким-нибудь категорическим комментарием.

Выставка занимает всего одну комнату, но вместила в себя весь город. В масштабах не запутаетесь: на раскинувшейся карте Петербурга за точку отсчета взят Зимний дворец (высота по коньку крыши – 23,5 м), с которым можно сравнивать по высоте 200 с лишним «локальных доминант» – зданий, которым позволено будет превышать и 100 метров, если депутаты городского парламента оставят в Правилах землепользования и застройки такие вот исключения.

«Живогородцы» и «экомовцы» изящно лягнули проектировщиков-застройщиков: как эти последние строят не вполне то, что было заявлено изначально, так и организаторы выставки нагородили на макете весьма условные здания – такие двуцветные картонки, где серым цветом обозначена допустимая при нынешних нормах высота, а то, что повыше, – ядовито-розовым. В некоторых случаях розовая часть превышает серую.

Невеселые картинки с выставки представляют собой не только наше возможное завтра (как сказано: фотомонтаж сделан на основе разработанной математиками и архитекторами компьютерной модели). Тут и наше состоявшееся сегодня.

Наше сегодня – это Николай I на Исаакиевской, который с определенного ракурса будто взбирается натужно на своем коне на ледяную глыбу гостиницы на Почтамтской. И комплекс «Монблан», еще во время строительства честно предупреждавший огромным плакатом на лесах: «Быть выше». И новый вид Владимирской площади – тут фотограф позволил себе художественность: из-за съемки объективом «рыбий глаз» Владимирский собор и офисно-торговый центр «Регент-холл» не равнодушно сторонятся друг друга, как в реальности, а взаимно недоуменно таращатся.

На одних фото из-за памятников архитектуры исподтишка выглядывают современные комплексы; на других – из-за современных построек выглядывают памятники (см. вид на Смольный собор со Шпалерной улицы).

Свои эмоции устроители выставки все же сдерживали. Слово «изуродовано» в подписях к фото встречается реже, чем ожидалось. И подпись к фото Триумфальной арки на Московском проспекте, которую удивительно оттеняет новостройка: «Являлось ли целью авторов проекта новодела уничижение победы российской армии в русско-турецкой войне 1828 – 1829 гг.?» – конечно, не всерьез. Совершенно определенно авторы высотки на Московском проспекте, 97, меньше всего гадали, как бы принизить победу русских над турками.

Даже финансовый кризис организаторы выставки поминают добрым словом: он подзаморозит строительство «локальных доминант». Однако оговариваются: кризис может притормозить и реставрацию исторических зданий, а когда он минует – те здания придут как раз в желанное некоторым товарищам аварийное состояние.

В конце декабря экспозицию уже имели удовольствие видеть депутаты городского парламента. Насколько парламентарии впечатлились, узнаем, возможно, 21 января, когда они договорятся – исключить ли «исключения» из Правил землепользования и застройки или оставить (хотя это, утверждают организаторы, противоречит федеральному законодательству).

Вы можете помочь слугам народа добрым советом: письмами-обращениями (их отправлять желательно до 19 января) на имя депутатов Законодательного собрания, на имя представителя губернатора в ЗакСе М. Н. Бродского и на имя прокурора Санкт-Петербурга С. П. Зайцева. Конечно, предварительно посетив выставку: вход – свободный, со двора библиотеки; ежедневно, кроме воскресенья, с 11.00 до 19.00.