Снежинка на погоне

Снежинка на погоне

– Прежде российским и шведским военнослужащим в совместных миротворческих операциях участвовать не приходилось, – вводил нас в курс дела помощник командующего ЛенВО по информации и общественным связям полковник Юрий Кленов, пока мы ни свет ни заря ехали из Питера под Выборг.

– Прежде российским и шведским военнослужащим в совместных миротворческих операциях участвовать не приходилось, – вводил нас в курс дела помощник командующего ЛенВО по информации и общественным связям полковник Юрий Кленов, пока мы ни свет ни заря ехали из Питера под Выборг. – Но надо быть готовыми и к такой возможности. Поэтому в прошлом году с целью привития тактической совместимости вооруженных сил наших стран при совместном выполнении миротворческих задач в Швеции провели первую «Снежинку». Наши миротворцы быстро освоили шведское вооружение и технику и показали себя отлично!

– А почему теперь выбрали именно эту бригаду? – спрашиваю у Кленова, с трудом отгоняя наваливающуюся дрему. – И вообще почему – шведы?!

– Мы давно дружим с ними, ездим к ним в гости, а они – к нам. Не только, заметьте, командующие округами, но и младшие офицеры, и даже солдаты! И вот теперь второй раз будем отрабатывать выполнение задач, связанных с разграничением противоборствующих сторон в локальных конфликтах, – организацию контрольно-пропускных пунктов, сопровождение грузов, отражение нападений провокаторов...

– Но где, хотя бы гипотетически, могут быть применены совместные усилия именно шведов и россиян – у нас же регион почитай самый стабильный в мире?

– Да где угодно! В любой горячей точке мира, куда направит наше командование, – главное хорошо к ним заранее подготовиться.

Уже позже, в Каменке, когда шведские миротворцы с интересом изучали в классах под руководством наших офицеров-гвардейцев старлеев Дмитрия Олейника, Ильи Грачева и Марата Тукаева легендарный автомат Калашникова, командир бригады Северной боевой группы в рамках сил быстрого реагирования Евросоюза полковник Андерсон рассказывал мне:

– Шведские миротворцы сейчас действуют в Афганистане, Косово. Более десяти лет мы были и в Боснии, откуда сейчас уходим. Кроме того, наши военные наблюдатели есть во многих регионах мира. Российские военнослужащие тоже, как нам известно, нередко выполняют роль миротворцев. Поэтому наше взаимодействие приведет к открытости и более эффективному взаимодействию, если понадобится. Один из главных итогов прошлогодних учений в том и заключался, что солдаты получили возможность общаться друг с другом и при выполнении боевых задач, и в неформальной обстановке. Уверен, так будет и теперь.

Учиться слаженности в выполнении поставленных задач в российском гарнизоне в течение четырех дней «Снежинки» предстояло далеко не новичкам в военном деле. В 138-й бригаде под командованием гвардии полковника Александра Романенко служат исключительно контрактники. И среди полусотни прилетевших накануне бортом шведских ВВС бойцов мотострелкового взвода танкового батальона тоже не было ни одного солдата по призыву.

Поэтому в Каменке шведских профи ждали напряженные многочасовые занятия без всяких скидок на русскую экзотику. Как, впрочем, и участников учений с нашей стороны – бойцов сводной мотострелковой роты, среди которых, между прочим, командир отделения сержант Андрей Бобрецов и снайпер третьего отделения третьего взвода рядовой Александр Гончаров, имеющие недюжинный боевой опыт. Учебу организовали главным образом «в полях»; офицерам к тому же предстояло порядком покорпеть над оперативными картами.

В пятницу учения вступят в активную фазу. Командование даст внезапную «вводную», и придется отражать – русское плечо к шведскому плечу – максимально приближенное к реальности нападение на КПП миротворцев условных боевиков. Ну а в свободные часы, уж как водится, не выходящая за рамки строгих воинских уставов обеих стран традиционная армейская «расслабуха» – экскурсии в Выборг и Петербург, спортивные соревнования и состязания в стрельбе...

К учебе приступили без раскачки – тотчас после церемонии открытия учений на гарнизонном плацу и торжественного марша под своими воинскими знаменами. Хит русского солдатского оружия – автомат АК-74 освоили быстро, уже через час многие шведские парни и даже четыре девушки ловко собирали и разбирали его, наверняка мысленно сравнивая с куда более привычной по службе дома бельгийской штурмовой винтовкой АК-5. Курносенькая шведочка в черном берете с эмблемой танкистов (рука в латах, сжимающая меч) очень, правда, волновалась, как «калаш» поведет себя на морозе.

– До минус сорока градусов при стрельбе не нужно никаких поправок! – под восхищенный ропот шведских «ландскнехтов» чеканит замкомроты гвардии старший лейтенант Грачев. – И при любой пыли не заклинит никогда.

Больше вопросов о надежности детища Калашникова не возникало...

Получив в ружпарке под расписку, в полном соответствии с российскими законами, личное боевое оружие, шведы, экипированные в 20-килограммовую амуницию, следом за нашими парнями отправились на полигон учиться из него стрелять. Однако сразу же вышла осечка! Нет, «калаши» не подкачали – подвела зависящая от «небесной канцелярии» погодка. Окружающие болота воскурили такой туман, что ни о каком целеуказании не могло быть и речи. Поэтому командир 138-й бригады Романенко приказал просто дать шведам возможность пострелять из нового для них оружия, чтобы прочувствовать его удобство, надежность и несокрушимую мощь.

Видимо, ощутили, потому что спустя несколько часов блондинистые здоровяки под два метра ростом рубали в бригадной столовой простую, но сытную солдатскую пищу столь же мощно – аж за ушами трещало! Полковника Андерсона среди них не заметил – похоже, гостевал у русского «колонеля», но командир шведского миротворческого взвода капитан Магнус Фьераре прямо-таки по-суворовски делил обед со своими однополчанами.

– Между нашими военными много похожего. Когда солдаты общаются, им очень легко найти общий язык, – комментирует приветливый и общительный скандинав с рюкзачком за спиной, оказавшийся атташе по вопросам обороны при посольстве Швеции в Москве полковником Блидбером. – У них ведь много задач, одинаковых для всех армий мира. Схожее оружие, почти одинаковы и система организации войск и работы в войсках.

– А условия жизни? – киваю на современную казарму, где «кубрики» на три-четыре человека и на окнах стеклопакеты, каких, думаю, пока немного на Руси.

– Примерно такие же. Вот только дома у нас сейчас морозно и снежно, а здесь оттепель.