Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы

Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы

16 декабря в филиале Государственного Русского музея Строгановском дворце открывается экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов ГРМ, связанные с пред

16 декабря в филиале Государственного Русского музея Строгановском дворце открывается экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов ГРМ, связанные с представителями рода Строгановых.
Расположение выставки не случайно — именно в залах анфилады второго этажа до революции хранились многочисленные коллекции графов Строгановых, среди которых были картины западноевропейских и русских художников, скульптура, иконы и семейные реликвии.
Состав выставки разнообразен. Это и «эталонные» произведения — небольшие подписные иконы, относящиеся к так называемой «строгановской школе» иконописи, и памятники лицевого шитья, исполненные женами «именитых людей» Строгановых, и работы усольских ремесленников, изготавливавших в строгановских вотчинах превосходные изделия с эмалями.
«Строгановская школа» — условный термин, характеризующий одно из стилистических направлений в русской иконописи рубежа XVI–XVII веков, культивировавшееся представителями рода Строгановых. Эти небольшие (так называемые «пядничные») иконы отличаются исключительным разнообразием сюжетов, усложненными, изобилующими деталями композициями, тщательностью и виртуозностью художественного исполнения. Появление этого направления было связано с Москвой и особо импонировало вкусам «именитых людей». Принадлежность икон Строгановым определяется особыми владельческими знаками (метками), нанесенными на тыльные стороны иконных досок. Заказные строгановские иконы исполнялись как в Москве, так и в вотчинных строгановских мастерских — сольвычегодских «иконных горницах» и предназначались для вкладов во многие русские храмы.
Одним из самых ранних произведений строгановского лицевого шитья, включенных в экспозицию, является шитая плащаница, в 1592 г. вложенная в домовый храм Строгановых — Благовещенский собор г. Сольвычегодска от имени Никиты Григорьевича Строганова. Это древнейший среди дошедших до наших дней памятник строгановского лицевого шитья, сохранивший на полях вкладную и литургическую надписи.
С особой полнотой представлены на выставке произведения шитья XVII в. — продукция златошвейной мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова. Превосходные по качеству пелены, покровы, детали священнических облачений предназначались для вкладов в многочисленные церкви и монастыри, в том числе в Соловецкий, откуда происходят несколько произведений, отобранных для экспозиции.
Раздел семейных реликвий Строгановых открывает деревянный крест конца XVI — начала XVII в., вырезанный из «гробной доски» князей Василия и Константина Ярославских. Вложенный в драгоценную ставротеку (крестохранилище) он в 1610 г. был пожертвован Никитой Григорьевичем Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска и до XIX в. входил в состав его драгоценной ризницы. Наряду с памятниками церковного искусства в экспозицию включен ряд произведений личного обихода «именитых людей». Серебряные ковши и чарки сохранили имена владельцев — Максима Яковлевича, Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых.
Судьбы произведений, собранных в Строгановском дворце, различны и, в то же время, удивительно схожи. Многие из них утратили связь с Сольвычегодском и Строгановыми еще в XIX веке, когда опустошительный пожар нанес невосполнимый ущерб Благовещенскому собору. Особенно пострадали его многочисленные приделы, имевшие собственные иконостасы. В 1820-х гг. под предлогом сбора средств на ремонт храма нерадивое духовенство начало распродажу старинных икон и утвари.
Спасти «родовую святыню» от гибели и распыления помогли энергичные действия графа Сергея Григорьевича Строганова (1794–1882). В 1847 г. он вывез в Москву часть распроданных икон храма. Впоследствии они были перемещены в Петербург в Строгановский дворец, где с XVIII века постепенно сосредотачивались разнообразные коллекции семейства Строгановых. Здесь же среди других сокровищ в XIX в. хранились серебряные чарка и ковш Максима Яковлевича Строганова и каповый ковшик «именитых людей»; отдельные произведения мелкой каменной и пластики. Незадолго до смерти, верный семейным традициям меценатства, С. Г. Строганов пожертвовал часть своих коллекций музеям Общества поощрения художников и С.-Петербургской Духовной академии. В составе этих собраний они и поступили в Русский музей.
С массовыми распродажами имущества Благовещенского собора Сольвычегодска было связано появление в Петербурге еще трех драгоценных вещей: плащаницы «Положение во гроб» 1592 г., пелены «Царевич Димитрий» 1656 г. и резного креста 1610 г. Еще в середине XIX в. хранившиеся в Сольвычегодске памятники были вывезены в Петербург и обрели новых владельцев. Ставшая собственностью императорской семьи плащаница в 1884 г. была передана в церковь Аничкова дворца; пелена, приобретенная в феврале 1880 г. императором Александром II у исследователя древностей Павлова для Музея Общества поощрения художников, заняла место в экспозиции музея; крест-реликварий оказался в частной коллекции Н. П. Лихачева. В конце 1923 г. эти памятники впервые соединились на организованной Художественным отделом Русского музея выставке произведений «строгановской школы», и с тех пор бережно сохраняются в коллекции древнерусского искусства ГРМ.

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ