Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Конкурс пристрастий и вкусов

Конкурс пристрастий
и вкусов

В Большом зале Филармонии прошла церемония закрытия и концерт лауреатов II открытого всероссийского конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».

В Большом зале Филармонии прошла церемония закрытия и концерт лауреатов II открытого всероссийского конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».

«Гран-при» не присудили никому, что уже традиционно для петербургских оперных конкурсов последних лет. Девять лауреатов, семь финалистов, пять специальных премий, женское преимущество и отсутствие настоящего тенора — вот итог недельного состязания. В женской номинации первую премию (150 тысяч руб.) разделили две сопрано — Мария Литке из Петербурга и Екатерина Лехина из Москвы. Из мужчин первую премию увез в Самару баритон Петр Толстенко. Вторую премию (90 тысяч руб.) тоже разделили две сопрано — Алла Перчикова из Петербурга и Евгения Муравьева из Екатеринбурга. Наконец, третья премия (45 тысяч руб.) уехала в Киев с баритоном Александром Стрюком. Третья премия в женской номинации досталась трем сопрано (по 22,5 тысячи руб. каждой) — москвичкам Екатерине Бакановой и Татьяне Треногиной и петербурженке Веронике Джиоевой. Впервые в этом году лауреатам вручали статуэтки, изображающие музу Евтерпу на кубе. Статуэтка чем-то напоминала известный кинематографический «Оскар».

\

Высокое судейство осуществили не только первые лица отечественной оперной сцены народные артисты Галина Писаренко, Галина Калинина, Мария Биешу, Зураб Соткилава, Сергей Алексашкин, но также композитор Андрей Петров и американский менеджер Мэтью Лайфер, которые прибыли только к третьему туру. По неизвестным причинам в жюри так и не появился заявленный ранее Сергей Лейферкус, которому, возможно, не позволил прибыть гастрольный график.

\

Президентом конкурса и председателем жюри выступила примадонна Ирина Богачева — коронованная меццо-сопрано Мариинского театра и профессор петербургской Консерватории. Ее значение и влияние столь велико, что конкурс «Санкт-Петербург» обычно называют «конкурсом Богачевой». От «конкурса Образцовой» — своего аналога с международным статусом — наш более молодой конкурс отличается количеством судей, уступающим примерно вдвое судейскому форуму Образцовой, и большим демократизмом. У нас больше возможностей проявить себя молодым певцам из российской провинции: среди финалистов и лауреатов оказались представители Нижнего Новгорода, Владимира и Екатеринбурга.

\

Чем дальше наблюдаешь за особенностями отечественных конкурсов молодых оперных певцов, тем больше убеждаешься в том, насколько субъективны критерии оценки оперного вокала. Не говоря уже о том, что судьи бывают пристрастными, когда среди конкурсантов — их ученики. На II конкурсе «Санкт-Петербург» таких случаев было два, но, к счастью для критики и публики, дело дошло лишь до третьего тура, а не до определения лауреатов, иначе не миновать бы скандала.

\

На сентябрьском конкурсе Елены Образцовой в жюри доминировали европейцы. Это сказалось на результатах — предпочтение было отдано небольшим, но отточенным и технически безупречным голосам. Решения всецело российского жюри «Санкт-Петербурга» очевидными и тем более бесспорными не показались.

\

Так, обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вероника Джиоева, чьи возможности явно велики, была удостоена лишь третьей премии. Правда, она допустила досадную промашку, запутавшись в третьем туре в двух фразах речитатива после знаменитой молитвы Нормы. Зато одну из первых премий присудили Екатерине Лехиной из Москвы, которая отнюдь не безупречно спела оба произведения на том же туре. Лишь финалисткой осталась Елена Цаллагова с ее технически гибким и эмоционально точным легким сопрано. Не стала лауреатом и меццо-сопрано Зоя Церерина, одна из тех немногих, кто демонстрировал на протяжении всех туров строго выдержанный стиль, европейскую манеру и высокий артистический уровень исполнения.

\

Достойной первой премии, если не большего, была и сопрано из Екатеринбурга Евгения Муравьева, изумившая слушателей внутренней силой, техничностью и удивительной мягкостью своего напоенного эротизмом голоса — того, что так ценят сегодня европейские оперные дома.

\

Но так было и будет всегда: жюри хочет слышать одно, критика — другое: уши и запросы у всех разные. Важнее и главнее, чтобы был предмет спора, чтобы было, кого слушать. Для этого как минимум нужны конкурсы, как максимум — новые оперные театры...