Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Чтобы картины возвращались

Чтобы картины возвращались

Сегодня в нашей газете дебютирует авторская рубрика Михаила Пиотровского «Взгляд из Эрмитажа». Постоянные читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» знают, что Михаил Борисович не раз комментировал на наших страницах события культурной жизни города и страны.

Сегодня в нашей газете дебютирует авторская рубрика Михаила Пиотровского «Взгляд из Эрмитажа». Постоянные читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» знают, что Михаил Борисович не раз комментировал на наших страницах события культурной жизни города и страны. Многим, наверное, памятна недавняя обширная беседа с директором Государственного Эрмитажа, где речь шла о многом, и в том числе о судьбе Дворцовой площади.
Теперь наше сотрудничество приобретает более регулярный характер. «Взгляд из Эрмитажа» мы планируем публиковать ежемесячно. Это будет авторский взгляд Михаила Пиотровского на то, что происходит в главном нашем музее и вокруг него.

\

Одним из самых трогательных событий в жизни Эрмитажа стало возвращение на несколько месяцев картины Рембрандта «Афина Паллада». Когда-то она была гордостью Эрмитажа.

\

В 1930 году по решению советского правительства картина была продана нефтяному магнату Галусту Гюльбенкяну. Он обеспечил сбыт российской нефти, в обмен получил право приобрести ряд вещей из Эрмитажа. Известный коллекционер купил много серебра, произведений прикладного искусства, большим любителем которого являлся, прекрасную статую Гудона «Диана-охотница», шедевры живописи Рембрандта, Ватто, Лакре.

\

Все это хранится теперь в художественном музее Гюльбенкяна в Лиссабоне. В ходе переговоров о широком сотрудничестве с Португалией мы попросили показать у нас картину Рембрандта.

\

Надо сказать, что ситуация, когда нам стали давать картины, когда-то нашей стране принадлежавшие, — показатель изменения международного климата. Мы уже многое показали, что свидетельствует о высоком уровне доверия Эрмитажу. То, что доверяют ему, многим другим могут не доверить.

\

Это имеет отношение к проблеме, возникшей в связи с арестом наших картин в Швейцарии. История омерзительная. Задержали, фактически арестовали, водителей, отобрали ключи, мобильные телефоны, выключили кондиционеры. Так поступают с гангстерами и торговцами наркотиками.

\

Нельзя приравнивать произведения искусства к деньгам. Мир, а музеи — часть этого мира, перестал понимать, что картины это не деньги. Безумные, нереальные аукционные цены на произведения искусства, ажиотаж вокруг того, что и сколько стоит, порождает нестабильность. Множество людей, которые раньше думать не думали о картинах, начинают воспринимать их как материальные ценности. Поэтому резко увеличилось количество краж произведений искусства, исков, связанных с правом собственности.

\

Процесс начался не вчера. Один из самых первых знаменитых арестов картин Пикассо произошел еще в советское время в Париже в связи с иском госпожи Щукиной. Тогда мы быстро забрали картины. Позднее в аналогичной ситуации французский суд принял решение: поскольку национализация коллекции произошла в России правительством, которое было признано Францией, вопрос должен решаться в российском суде. Примерно в то же время в Испании проходила выставка картин Эль Греко из Национальной галереи Вашингтона. Картины когда-то принадлежали Румынии, она и предъявила иск. Заместитель директора галереи прилетел на военном самолете и увез картины.

\

Сейчас возникает множество исков по всему миру, в том числе связанных с проблемами картин, перемещенных во время второй мировой войны. Иски надо разделять. Одно дело, когда судятся потомки бывших владельцев, речь идет о праве собственности, хотя по большому счету тоже о деньгах. Но когда произведения искусства берут в заложники в чисто экономическом споре, отнимают у Российского государства, это уже никуда не годится. Тут есть вопросы к мировому сообществу, к нашему правительству, юристам и людям, создавшим ситуацию с фирмой, права которой признаны в суде. Но нас в данном случае интересует не это, а культурный обмен в мире. Он должен продолжаться.

\

Проблемы, возникавшие с картинами, пересекавшими границы, привели к тому, что в нескольких странах появилась система государственных гарантий возврата выставок даже в случае иска со стороны третьих лиц. В числе этих стран США, где государство гарантирует, что картины вернутся домой, даже если возникнет судебный иск. Подобное законодательство приняла Франция. Гарантии возврата произведений искусства предоставляет Германия.

\

Но есть страны, которые не имеют подобного законодательства. Мы пытаемся инициировать его создание, требуя от всех, кто хочет принимать наши выставки, таких обязательств. Когда речь идет о гарантиях государства, нам часто отвечают, что в демократических странах судебная власть отделена от государственной, и предлагают гарантии региона, области, муниципалитета. Иногда мы соглашаемся, но не всегда. Раз в сто лет мы решились отправить картину Тициана «Святой Себастьян» на очень важную выставку в Лондон, запросили государственные гарантии, правительство Велико-

\

британии ответило: «Мы демократическая страна», и Тициан остался дома. Мы ведем переговоры с музеями и правительством Великобритании, сходимся на том, что надо искать какую-то форму гарантии. Варианты есть, например страховка против ареста, мы ее применяли, отправляя выставки в Лондон.

\

Важно понять, что решение этой проблемы для других стран гораздо важнее, чем для нас. Мы можем ничего не возить. В России есть Эрмитаж, где представлено мировое искусство, большинство стран мира и части этого не имеют. Произведения искусства разбросаны по миру, все заинтересованы в обмене.

\

Политика Эрмитажа — превращать минусы в плюсы. Сейчас мы активно превращаем в плюс ситуацию с арестом картин в Швейцарии. Она получила широкую огласку в Велико-британии. Музеи обратились с письмом в министерство культуры с предложениями, как ситуацию разрешить. Дважды в год проходят совещания крупнейших музеев мира, эта проблема там обсуждается, рецепты есть исходя из опыта стран, которые дают гарантии.

\

Я думаю, мы решим проблему. Та же Швейцария, которая, с одной стороны, проявила хамство, с другой — показала, что все эти разговоры о великой демократии, разделение судебной и прочих властей несколько относительны. Как только правительство почувствовало серьезное давление со стороны наших властей, давление общественного мнения внутри своей страны, тут же отменило судебное решение. Оказывается, в Швейцарии можно отменить судебное решение, если оно противоречит национальным интересам. Вот вам и ключ. Теперь в этой стране мы всегда будем требовать государственных гарантий, а не гарантий кантонов, как это было прежде. Я думаю, как и предыдущие решения были приняты под давлением разных ситуаций, возникших с нашими выставками, так и теперь Россия поможет человечеству развивать демократию.

\

Надеюсь, это произойдет в Великобритании, в Голландии, где тоже нет такого законодательства, но есть разные способы проявления доброй воли. Например, в Италии такого законодательства нет, когда мы возили туда большую выставку, получили гарантии министерства культуры. Инцидент возник в последний день выставки в связи с иском внука Щукина. Итальянцы не проявили такого грубого рвения, как швейцарцы. Они приняли иск, но не кинулись арестовывать картины. Выставка уехала, а затем наши партнеры подали встречный иск. Это юридические дуэли, в которых мы умеем участвовать.

\

У нас нет никакой нужды возить выставки за границу, картины от этого подвергаются опасности. Нас просят, и мы на это соглашаемся. Если оказывается, что выставки не желанны и не уважаемы, а швейцарские власти проявили неуважение, мы не будем отправлять туда картины. Будем возить их в Сибирь и Казань, а также в Америку, Японию, Францию, Германию, Финляндию... Достаточно стран в мире, где возврат картин гарантирован законодательством.