Нелегкая судьба петербургского мусора

Нелегкая судьба петербургского мусора

Вчера отмечало день рождения одно из самых экзотических предприятий города – Завода по механизированной переработке бытовых отходов.

Вчера отмечало день рождения одно из самых экзотических предприятий города – Завода по механизированной переработке бытовых отходов. После посещения этого места у корреспондента "Фонтанки" осталась масса незабываемых впечатлений.

Сам завод находится в поселке Янино, что во Всеволожском районе. Найти его совсем просто. С раннего утра к заводу тянутся вереницы самосвалов, груженых мусором. На подъезде ноздри начинает щекотать сладковатый тошнотворный запах – так пахнут только петербургские помойки. Надо сказать, специфический запах – единственное неудобство, которое подстерегает гостей завода. В остальном здесь все выглядит вполне прилично: новенькие бело-зеленые здания и корпуса завода, аккуратные дорожки в снегу, впечатляющие кучи компоста.

Заметим, что завод этот совсем молодой. Ему исполнилось всего 10 лет. Когда-то предприятие открывал мэр Анатолий Собчак. Перерезая ленточку, он сказал: «Удивительно, первый раз я на подобном заводе – и никаких запахов». Правда, в момент открытия завод еще не работал, и мусора здесь пока не было. Теперь же сюда приезжают КАМАЗы, груженые как органическими, так и неорганическими отбросами Центрального, Красногвардейского, Невского районов. Всего на заводе перерабатывается около 150 тысяч тонн отходов в год. В городе, конечно, мусора гораздо больше – просто перерабатывается только четверть всех отходов (кроме завода в Янино, часть берет на себя и мусороперерабатывающий завод на Волхонском шоссе). Все остальное разлагается самостоятельно – на полигонах Ленобласти.

С мусором можно поступать тремя способами. Первый и самый простой – свезти его на какой-нибудь полигон, подальше от города. Второй – сжечь, отчего в воздух обязательно выделятся ядовитые вещества. Третий – рассортировать, переработать, а все, что осталось, – придавить прессом и отправить на полигон. Последний способ признается пока что самым совершенным – по крайней мере, ни японские, ни американские, ни европейские специалисты пока ничего лучшего придумать не смогли. Поэтому завод в Янино решил применять именно этот метод. На научном языке то, что проделывают здесь с органикой, называется «биотермическое компостирование».

Технология достаточно проста. Сначала мусор, привезенный с помоек, проверяют на радиоактивность. Если фон повышенный – отправляют на спецкомбинат в Сосновый Бор, если нет – вываливают на конвейер. На конвейере мусор уже поджидают рабочие в ватниках и кирзовых сапогах. По восемь часов в день они наблюдают за отбросами, медленно проплывающими мимо них. Наметанным глазом рабочий мигом заметит в бесформенной куче кусок бумаги (пластиковую бутылку, стекло – каждому свое). Стремительным и хищным движением крюка (или лопаты) он выдернет «жертву» с конвейера. За свой подвижнический труд работники получают подвижническую зарплату – всего около 5 тысяч рублей.

Корреспондент «Фонтанки» обратилась к одному из рабочих с немым вопросом в глазах, но он ответил: «Да ну, все нормально!» – и бросил в мешок еще одну пластиковую бутылку.

После того, как мусор прошел через заботливые руки рабочих, он попадает в громадные биобарабаны – 60 метров длиной и четыре метра диаметром. Всего их четыре, и крутятся они со страшным грохотом, перерабатывая в своей утробе тонны отходов.

После всех этих манипуляций мусор оказывается рассортирован и обработан. Компост – отдельно, картон – отдельно, стекло – отдельно. Вторсырье передают другим комбинатам, а компост завод пытается продать самостоятельно. Правда, успехи тут небольшие – пока что продать удается лишь около 15 процентов компоста. Все остальное остается лежать на территории завода. Сотрудники экспериментируют, выращивают прямо около здания администрации цветы и овощи – разумеется, на компосте. Получился настоящий сад: тут вам и сирень, и картофель с помидорами. В лабораториях растения проверяют на наличие вредных веществ. Как выяснилось, на компосте лучше выращивать картофель, огурцы, помидоры, репу – в общем, все те растения, чью листву в пищу мы не употребляем. Плоды не впитывают в себя вредные вещества – только листва. Поэтому выращивать, например, укроп на компосте сотрудники завода не рекомендуют.

Надо сказать, к 2007 году на заводе планируют продавать уже до 50 процентов компоста. Уже сейчас здесь идет реконструкция: строят новые сортировочные цеха, которые позволят лучше отделять органику от неорганики. Сейчас, несмотря на усилия рабочих, в компосте нет-нет да и попадется то кусок полиэтилена, то стеклышко.

Стоимость реконструкции завода – около 400 миллионов рублей. Начали ее в прошлом году, а закончат в следующем. К этому времени должны быть сданы здания, где будет приниматься и сортироваться мусор, энергомеханический и ремонтно-строительный цеха, а также бытовые помещения для рабочих. Сразу после этого завод будет принимать в полтора раза больше отходов, чем сейчас. Возможно, что в дальнейшем на территории возникнут и комбинаты по переработке бумаги и стекла.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру