В Петербурге нечем дышать

В Петербурге нечем дышать

Вполне возможно, что в скором времени петербургских водителей, оснастивших свои автомобили устройствами для очистки выхлопных газов, будут всячески поощрять.

Вполне возможно, что в скором времени петербургских водителей, оснастивших свои автомобили устройствами для очистки выхлопных газов, будут всячески поощрять. По крайней мере, такую резолюцию принял во вторник Санкт-Петербургский экологический клуб на круглом столе, посвященном проблемам загрязненности воздуха.

На заседание собрались представители Госсанэпиднадзора, комитета по здравоохранению, пульмонологи, онкологи, сотрудники Института токсикологии и многие другие. Главной темой круглого стола стало состояние воздуха нашего города, а также воздушная среда в жилых и деловых помещениях. Как и следовало ожидать, доклады специалистов произвели на корреспондента «Фонтанки» весьма удручающее впечатление – удивительно, что, вдыхая такое количество ядовитых веществ, петербуржцы до сих пор живы.

Около 75 процентов загрязняющих веществ в петербургский воздух поступает от автотранспорта. Сейчас в Петербурге насчитывается около 1,5 миллиона автомобилей. Сильно загрязняет атмосферу и транзитный транспорт, который учету не подлежит. Нельзя сказать, что за последние пять лет качество воздуха сильно ухудшилось – по результатам исследований, сильных изменений не произошло. Общий валовый выброс вредных веществ от стационарных источников составляет около 57 тысяч тонн в год. При этом наиболее неблагоприятными считаются Московский, Петроградский, Приморский, Калининский, Невский и Центральный районы. Именно здесь находится множество магистралей с сильным движением.

В Ленобласти ситуация не лучше – воздух там загрязняется не столько из-за автотранспорта, сколько из-за котельных, работающих на угле, и промышленных предприятий. Слабо загрязнен воздух только в Волхове. Повышенный уровень загрязненности – в Выборге, Киришах, Луге, Светогорске. В таких городах, как Волосово, Сланцы и Кингисепп, уровень загрязненности оценивается как высокий.

Удивительно, но в помещениях воздух в пять раз грязнее и в десять раз токсичнее, чем на улице. В коврах и диванах скапливается пыль, летящая с улицы. А там ее огромное количество, так как не все территории заасфальтированы. Самые мелкие частицы пыли попадают в легкие людей и оседают в них (аналогично тому, как вредные вещества оседают в легких курильщиков). Влияют на состояние воздушной среды и новые веяния в сфере домостроительства. Для ремонтов часто используются краски и обои, которые выделяют вредные вещества. Модные сейчас стеклопакеты герметизируют комнаты и мешают нормальной вентиляции, тогда как сквозь старые рамы воздух все-таки проходит. В креслах, коврах и подушках обитают пылевые клещи, которые питаются клетками рогового слоя кожи человека. Эти микроскопические существа и их экскременты могут вызвать астму или аллергию. С клещами бороться почти невозможно – если диван пропылесосить, 90 процентов клещей в нем все равно останутся. Аллергию вызывают и стиральные порошки, аэрозольные очистители, дезодоранты, освежители воздуха, хлорсодержащие средства, антистатические жидкости...

Учитывая все это, Всемирной организацией здравоохранения даже официально зарегистрирован «синдром больного здания». Он проявляется у людей, проживающих в доме с загрязненным воздухом, и выражается в усталости, головной боли, головокружении, рассеянности и частых простудах. Похожие симптомы наблюдаются и у сотрудников офисов, где установлены кондиционеры – «мертвый» воздух, лишенный озона и аэроионов, губителен для здоровья.

Именно с плохим качеством воздуха специалисты связывают рост болезней дыхания в Петербурге. В структуре детской заболеваемости болезни органов дыхания составляют 61 процент (в основном, это болезни миндалин, пневмония, бронхиальная астма). У подростков этот показатель – 45 процентов, у взрослых – 33.

Из-за загрязненного воздуха растет у нас и количество больных туберкулезом (за последний год прирост составил 3 процента). Если в советские времена туберкулезом болели, в основном, асоциальные элементы, то теперь им страдают даже вполне обеспеченные люди. Хотя уровень заболеваемости туберкулезом в Петербурге в два раза ниже, чем в России (40 случаев на 100 тысяч человек), но дети болеют у нас также часто, как и везде (16 случаев на 100 тысяч человек). Вполне возможно, что статистика заболеваемости взрослых не совсем верна, поскольку обязательных профилактических осмотров у нас больше не проводится. Поэтому по городу ходит множество больных туберкулезом, которые заражают остальных. Туберкулез часто обнаруживают уже на поздних стадиях. Но даже и в этом случае больных не всегда госпитализируют, потому что насильно положить в больницу человека невозможно.

Выход из сложившейся ситуации для экологи видят только один – переезжать куда-нибудь в деревню, где воздух чище и лучше городского.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру