«Санкт-Петербург» уйдет в океан

«Санкт-Петербург» уйдет в океан

Дизель-электрическая подводная лодка проекта «Лада» 4-го поколения превосходит все мировые аналоги по своим техническим характеристикам — таким как боевая мощь, скрытность, автономность и дальность плавания, надежность и безопасность.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта «Лада» 4-го поколения превосходит все мировые аналоги по своим техническим характеристикам — таким как боевая мощь, скрытность, автономность и дальность плавания, надежность и безопасность. Такую оценку спущенной вчера на воду на «Адмиралтейских верфях» субмарине дал генеральный конструктор ФГУП «ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский.

Это первая неатомная подводная лодка, построенная после распада Советского Союза. Спроектированная по заказу Военно-морского флота России в ЦКБ «Рубин», она была заложена на стапеле «Адмиралтейских верфей» в конце 1997 года. По предложению завода-изготовителя и решением главнокомандующего Военно-морским флотом России получила имя «Санкт-Петербург».

В эллинге завода вчера утром было не протолкнуться. Работники предприятия, моряки- подводники, военный оркестр собрались около готовой впервые коснуться воды субмарины. В огромной черной эллиптической конструкции длиной около 70 метров, высотой примерно 10 метров и шириной 7, стоящей на «вагонетках», чувствовалась мощь и красота.

Конечно, тактико-технические характеристики узнать было невозможно — входящие в строй субмарины всегда являлись сверхзасекреченными объектами. Из разговоров с военными и проектировщиками удалось только выяснить, что подлодка может «эффективно поражать подводные и надводные цели, а также наносить залповые ракетные удары». И еще то, что на ней установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе (естественно, отечественного производства), аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы и всережимный электродвигатель на постоянных магнитах, приводящий в движение гребной винт. Даже визуально видно, что винт представляет сложнейшую конструкцию диаметром метра 3 — 4.

Что находится внутри лодки — «тайна за семью печатями». Поэтому приводим данные, которые разрешены к официальному опубликованию.

По сравнению с предыдущими моделями в несколько раз снижен уровень шума, установлено современное противогидролокационное покрытие корпуса — он «обрезинен», что затрудняет обнаружение. Подлодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледяным покровом (неатомная субмарина должна подзаряжать аккумуляторы примерно через десять дней, для чего необходимо всплывать). В носовой оконечности установлена высокочувствительная шумопеленгаторная антенна, площадь которой в несколько раз превышает размеры антенн у других субмарин: это позволит лучше следить за подводными целями. Усовершенствованный навигационный комплекс должен обеспечить безопасность кораблевождения, точность наведения крылатых ракет и торпед (субмарина имеет 6 торпедных аппаратов и способна нести до 18 единиц боезапаса).

Официально сообщается, что впервые в мировой практике подлодка «Санкт-Петербург» оснащена системами, обеспечивающими ее экологическую безопасность, кроме того, «внедрен комплекс мер, повышающий живучесть корабля» — вероятно, учли опыт «Курска».

После речей губернатора В. Матвиенко, руководителей завода, представителей администрации президента России, заместителя командующего Военно-морским флотот РФ вице-адмирала Анатолия Смолякова субмарину освятил настоятель Николо-Богоявленского собора отец Богдан. Конечно, традиционно была разбита бутылка шампанского, но не о борт, как у всех кораблей, а о руль субмарины. После чего подлодка медленно, примерно по метру в минуту, поползла по стапелю в плавучий док. В скором времени она уйдет на ходовые испытания.

По информации, полученной от одного из руководителей «Адмиралтейских верфей», у США аналогичных дизельных подлодок нет, но они планируют начать их выпуск. Близкими к «Санкт-Петербургу» тактико-техническими характеристиками обладают франко-испанская «Скорпена» и немецкая U-214. Немецкая даже превосходит по точности поражения надводных целей. Зато наша эффективнее может уничтожать подводные и надземные объекты. Надо полагать, это соответствует военной доктрине России, направленной не на «превентивные действия», а на оборону своих водных рубежей.