Пушкинская-10 готовит грандиозный проект в честь своего 15-летия

Пушкинская-10 готовит грандиозный проект в честь своего 15-летия

"Предъявите ваши паспорта", – обратились организаторы к участникам выставки. У всех холодок пробежал по спине. Требование паспортов в тех обстоятельствах означало только одно – мероприятие находится под строгим контролем.

"Предъявите ваши паспорта", – обратились организаторы к участникам выставки. У всех холодок пробежал по спине. Требование паспортов в тех обстоятельствах означало только одно – мероприятие находится под строгим контролем.

Глеб Богомолов вспоминает, как его коллега взял с собой на выставку зубную щетку и полотенце. На удивленное лицо товарища ответил вполголоса -А если брать будут? Страх изнутри подтачивал каждого. Некоторые не выдержали, отказались участвовать.

Глеб Богомолов, художник : «Это было предательство. Мы все развесили, получились дырки. Один из художников побежал домой принес свои работы и закрыл эти места».

В 70-ые годы художники андеграунда не имели права ни продавать, ни показывать свои картины. В то время были актуальны квартирные выставки. Экспозиция в ДК Газа для многих из них стала первым выходом в свет. Предварительно каждый участник подписался под тем, что в его творчестве нет секса, идеологической и религиозной пропаганды. Придирки специальной комиссии доходили до абсурда.

Юрий Петроченков, художник: «Нам кажется, что вокруг портрета свет есть. Не фон, а свет. Не похоже ли это на то, что человек с бородой и у него над головой свет?»

Вслед за выставкой в ДК Газа через год последовала еще одна - в ДК Невский. Очереди выстаивались с пяти утра. Два эти события вошли в историю под названием «Газаневщина». Многие из участников вынуждены были эмигрировать в другие страны. Сегодня нет запретов. И неофициальное искусство признано официально. Но, несмотря на это, одни художники придерживаются традиционной школы, другие по-прежнему рвутся на свободу.

Сергей Ковальский, президент Арт-центра «Пушкинская-10»: « Я не думаю, что они вступают в конфликты. Отличить одних от других можно по степени свободы, глубины и нетривиальности подхода к сюжету».

Александра Толубеева, Пятый канал.