Коммунальный дарвинизм \ \ \ \ \ \ \ В стане монополий началась внутривидовая борьба

Коммунальный дарвинизм
\

\

\

\

\

\

\
В стане монополий началась внутривидовая борьба

В стане монополий началась внутривидовая борьба Весной А. Чубайс отнял часть бизнеса у петербургской городской топливной монополии ГУП «ТЭК».

В стане монополий началась внутривидовая борьба

Весной А. Чубайс отнял часть бизнеса у петербургской городской топливной монополии ГУП «ТЭК», договорившись, что Приморский район, обогреваемый многочисленными «тэковскими» котельными, в ближайшем будущем станет получать дешевое и качественное тепло от Северо-Западной ТЭЦ. Не оправившись от этой потери, ТЭК начал терять позиции и в Петроградском районе, куда со своими современными высокоэффективными котельными влезла «дочка» «Газпрома» — компания «Петербургтеплоэнерго». Пока новых котельных только четыре, но понятно, что у г-на Миллера хватит денег и газа на сотни таких модулей, и своих амбициозных планов обогревать северную столицу газовики не скрывают.

Впрочем, ГУП «ТЭК», несмотря на многомиллиардные обороты, никогда не был бизнес-лидером даже в городском масштабе — фирма эта сама по себе убыточная, выживает за счет городских дотаций. Но на днях подвергся нападению и бизнес преуспевающего монополиста — «Лен- энерго».

Совершенно неожиданно для многих деятелей коммунального рынка в городе объявилась суперфирма «Российские коммунальные системы» (РКС) — детище РАО «ЕЭС России», «Газпромбанка» и ряда других компаний и банков федерального уровня.

Она заслуживает специального представления. Создана в прошлом году по инициативе в первую очередь А. Чубайса. Распоряжается фондом в 700 миллионов долларов. РКС вкладывает деньги в коммунальные системы — для начала выбраны были два десятка провинциальных городов: производит полную модернизацию, а затем начинает делать бизнес, продавая населению тепло, воду и прочие «удобства». Окупится проект не скоро, но беспрерывное поступление денег хозяевам сетей гарантировано, коммунальные услуги — вечный бизнес.

Председатель совета директоров РКС (и заместитель Чубайса), приезжавший в Петербург на прошлой неделе, устроил две сенсации. Во-первых, договорился о прямых поставках электроэнергии с Киришской ГРЭС на Киришский комбинат нефтеоргсинтеза — без посредничества «Ленэнерго». А во-вторых, объявил о строительстве в районе Ржевки-Пороховых, в зоне, обогреваемой ленэнерговской ТЭЦ-15, собственной мини-ТЭЦ. Но не такой уже и «мини» — она даст тепло и свет в 200 многоквартирных домов.

Петербург попал в список городов, в которых РКС намерена заняться «коммуналкой», очевидно, совсем недавно. В первоначальном перечне, озвученном в прошлом году, его не было. Возможно, А. Чубайс, оценив идею с газпромовскими котельными, не захотел господства на таком богатом рынке равного по силам конкурента. Но, чтобы не сталкиваться с ним напрямую, решил сначала поконкурировать с родственной компанией — «Ленэнерго».

Но РКС на питерском рынке пошли даже дальше, чем «Петербургтеплоэнерго». Если газпромовцы пока говорят только о торговле теплом, то новая компания — и о продаже собственного произведенного вне рамок РАО «ЕЭС» электричества. При всей мизерности масштабов (свет для двух сотен домов) — это даже не реформа, а революция.

Дело в том, что РАО «ЕЭС», имеющее статус «регулятора энергетического рынка», запрещает кому бы то ни было и производить электроэнергию, и покупать ее напрямую, без своего посредничества. Если у вас есть электростанция и вы хотели бы продавать электричество, причем дешевле, чем по утвержденным тарифам, придется обратиться за разрешением на ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей). И можете не сомневаться, что не получите этого разрешения, если не поднимете цену до утвержденного тарифа, кроме того, вам не позволят продавать ее напрямую — только через рынок с соответствующей оплатой услуг.

К примеру, ТЭЦ Кировского завода уже больше полутора лет пытается выставить на продажу свою электроэнергию копейки на три за киловатт-час дешевле, чем тариф, но ФОРЭМ ее не берет, якобы технические параметры у кировского электричества не те. Привет от РАО «ЕЭС» «независимым производителям»!

И вот на этом зарегулированном до умопомрачения рынке компания, близкая к РАО «ЕЭС», заявляет о намерении продавать свое электричество без всяких там форэмов. Руководитель этой компании попутно решает вопрос о том, чтобы Киришская ГРЭС напрямую, тоже без посредничества оптового рынка, продавала электроэнергию КИНЭФу. А другой учредитель РКС — «Газпромбанк», финансирует проект теплоснабжения, альтернативный по отношению к тому, который реализует другая газпромовская дочка.

В общем, за деньги питерского коммунального рынка началась борьба как между различными монополиями, так и... внутри этих монополий. Из чего можно сделать два вывода. Первый: российские естественные монополии в своем нынешнем виде изживают себя. Они сыграли свою спасительную роль в девяностые годы, удержав экономику от развала. Но сейчас видны их неповоротливость, низкая эффективность и желание зарабатывать деньги в первую очередь за счет роста тарифов и цен. Внешне они непоколебимы и конкурентов у них нет. Поэтому конкуренция возникает внутри них.

Второй вывод: петербургский рынок коммунальных услуг вовсе не так плох, как об этом много лет говорят городские коммунальные начальники. У петербургских коммунальщиков и энергетиков денег, по их словам, не хватает даже на латание дыр (нынешняя осень с ее многочисленными авариями на теплотрассах это подтверждает). Но люди «со стороны» приходят сюда именно для того, чтобы зарабатывать здесь деньги, причем без всякого перекрестного субсидирования. И нам, потребителям коммунальных услуг, ничуть не жалко местных монополистов. Они проспали свой шанс. А естественный отбор — жесткая вещь.

Впрочем, питерские жилищники так и продолжают спать — к ним-то конкуренты пока не пришли. Во всяком случае они так думают.