Поймали пулю на лету \ \ \ \ \ \ \ \ Именно такой сложности задачу решили оперативники, обезвредившие сексуального маньяка

Поймали пулю на лету
\

\

\

\

\

\

\

\
Именно такой сложности задачу решили оперативники, обезвредившие сексуального маньяка

Именно такой сложности задачу решили оперативники, обезвредившие сексуального маньяка «Добрый дядя милиционер» Весна 2001 года.

Именно такой сложности задачу решили оперативники, обезвредившие сексуального маньяка

«Добрый дядя милиционер»

Весна 2001 года. Один из районов Санкт-Петербурга. 13-летняя девочка возвращается домой из школы. Рядом с ней останавливается белый «Мерседес», в котором сидит мужчина плотного телосложения, на вид около 35 лет. открывается дверца, он просит девочку остановиться, показывает удостоверение с красной корочкой и представляется сотрудником уголовного розыска. Девочка из хорошей семьи, воспитана в уважении к людям и от дяденьки милиционера, конечно, ничего плохого не ожидает. Он спрашивает ее имя. Она называет. Он спрашивает, в какой школе она учится. Она называет. Он спрашивает, нет ли в ее школе ученика по фамилии Иванов. Разумеется, такой находится.

— Он совершил уголовное преступление, — говорит «милиционер», — и сейчас находится в отделении милиции. Тебе нужно проехать со мной, дать о нем показания.

Девочка послушно садится на заднее сиденье.

— Ты там ляг, чтобы тебя не видно было, — говорит ей «милиционер» через несколько минут. — Иванова сейчас выведут на крыльцо отделения, мне не нужно, чтобы он тебя увидел.

Она послушно ложится. Когда через 20 минут поднимает голову, видит, что кругом лес. Машина останавливается.

— Я тебе соврал, — говорит мужчина. — Я не милиционер. У меня на тебя просто заказ. Если не будешь делать все, что я тебе прикажу, я тебя продам в рабство.

Девочка в ужасе. Он вынимает видеокамеру, наводит на нее. Парализованная страхом, она выполняет все, что он говорит. (В дальнейшем этот жуткий «спектакль» будет квалифицирован следствием как развратные действия в отношении несовершеннолетней и, разумеется, никакому описанию не подлежит.) После этого он «понарошку» затягивает у нее на шее ремень и предлагает притвориться мертвой. Снимает и это. Потом разрешает одеться и везет обратно. По дороге пытается мириться. «Если у тебя будут проблемы, нарисуй палочку вот на этом столбе. Я мимо буду проезжать, увижу, тебе помогу». Высаживает ее на том же месте, где взял, и приказывает идти не оглядываясь.

Номера машины, таким образом, она не увидела. По факту происшедшего в районной прокуратуре было возбуждено уголовное дело, но на след преступника выйти не удалось, и дело повисло «глухарем».

Прошел год, и в мае 2002-го во Всеволожском районе произошло точно такое же преступление. Красные «корочки», просьба сесть в машину, видеосъемка. Только девочке было не 13 лет, а всего 12, и машина была другой марки. В сентябре в том же районе — еще одна жертва неизвестного «милиционера». В октябре другая — в одном из районов Петербурга. И снова — Всеволожский район, одно за другим целая серия преступлений, с интервалом чуть ли не в месяц. Все девочки, как и первая, были из хороших семей — «уличными» маньяк брезговал...

Увы, медицинские освидетельствования показали, что развратными действиями дело не ограничивалось — в ряде случаев жертвы были изнасилованы. Впоследствии выяснилось, что были и неудачные попытки — две девочки отказались сесть в машину к «милиционеру». Одна из них была дочерью сотрудника правоохранительных органов, настоящее милицейское удостоверение видела и в предъявленных «корочках» сразу распознала фальшивку. Справедливости ради надо сказать, что в случае отказа злоумышленник на своем не настаивал, насильно в машину не затаскивал, а просто разворачивался и уезжал.

Разумеется, по фактам совершенных преступлений возбуждались уголовные дела. Поначалу они расследовались районными прокуратурами, и поиск вели оперативники районных отделов милиции. Потом, когда стало ясно, что в Питере и окрестностях орудует серийный маньяк, разрозненные дела объединили в одно, и к расследованию подключился «убойный» отдел криминальной милиции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Глазами зверя

При этом отделе есть специальное отделение по раскрытию преступлений сексуальной направленности. Шесть человек, из них одна женщина с высшим психологическим образованием. Люди эти дол-жны обладать нервами железными — ведь то, с чем они ежедневно сталкиваются, обычного человека способно привести в состояние шока...

Начальник отделения Владимир Соболев разворачивает передо мной большой лист бумаги с множеством прямоугольников, соединенных стрелками. Это плод коллективного труда — схема аналитики действий преступника. К тому времени на его счету было уже 10 законченных эпизодов и 2 попытки. Тщательно изучив материалы всех имевшихся уголовных дел, оперативники выделили семь основных направлений работы: возраст преступника, его внешний вид, возможная принадлежность к сотрудникам милиции, используемый им автотранспорт, время и место совершения преступлений, видеосъемка, телефонная связь (каждый раз с места преступления он либо сам кому-то звонил по мобильнику, либо отвечал на звонки). Для того чтобы вычислить и задержать маньяка, им, нормальным людям, предстояло буквально влезть в его шкуру, взглянуть на мир его глазами. Глазами зверя, которому, по всем человеческим законам, не должно быть места среди людей...

Каждое из направлений тут же обросло множеством вопросов. Почему, к примеру, большая часть преступлений совершена во Всеволожском районе? Преступник там живет, имеет дачу или родственников? Для чего он ведет видеосъемку — для себя или выполняет заказ? Если для себя, то пленки наверняка найдутся у него дома. Если на заказ, то есть заказчик, и его нужно найти. В материалах дела фигурирует восемь разных автомашин. Откуда у него столько? Может быть, он перегонщик или имеет отношение к автосервису?

Характерно, что подъезжая к будущей жертве, маньяк всегда ставил машину так, чтобы девочка не смогла увидеть номер. Лишь некоторые из них успевали увидеть одну-две цифры. Оперативники проверили все находящиеся вблизи мест совершения преступлений авторемонтные мастерские — находились ли в них в этот период автомашины указанных марок со схожими номерами? Увы, огромный труд оказался затраченным напрасно — автосервис здесь явно был ни при чем.

По базам данных ГАИ оперативники установили все подпадающие под описание машины в Санкт-Петербурге, Ленин-градской и Новгородской областях. Одних белых «Мерседесов» набралось полторы тысячи. Причем предстояло выявить не только их хозяев, но и тех, кто реально пользовался машиной в указанное время. Привлекли оперативников на местах, проверили каждую машину. Выявилось несколько совпадений совершенно поразительных, несколько раз казалось, что маньяк уже в ловушке, но тщательный анализ заставлял отбрасывать «удобные» версии...

Анализ телефонных переговоров преступника предполагал объем работы совершенно фантастический. Распечатка звонков с каждой антенны мобильной связи вблизи места преступления дала по всем эпизодам в общей сложности около 70 тысяч номеров. Предстояло выявить из них один — именно тот, с которого звонил преступник. В «обычном» режиме эта работа заняла бы многие месяцы десятков людей. Но, применив специальную компьютерную программу, оперативники справились с ней за полтора месяца. В конце концов были вычислены четыре номера, с которых звонил маньяк.

К тому времени уже существовал его портрет, написанный художником по описаниям потерпевших. Оперативники собрали всех директоров школ Всеволожского района, показали им портрет, предупредили об опасной ситуации и дали подробные инструкции по поведению девочек в случае встречи с «добрым дядей милиционером». Директора донесли эту информацию до своих учениц, и мера возымела действие. В последующий период были зафиксированы несколько неудачных попыток контакта маньяка со школьницами. Ни одна из них в машину не села. Одну из попыток оперативники попытались отработать по горячим следам. Срочно выехали на место происшествия, при помощи ГАИ перекрыли дороги, но преступнику удалось скрыться — видимо, по проселочным дорогам.

В одном из эпизодов девочке удалось запомнить большую часть номера машины — в тот раз это была серебристая «Ауди». Таких машин при проверке оказалось шесть. Пять из них отпали — в данное время в данном месте быть они не могли. Осталась одна. Зарегистрирована она была на женщину, имеющую отношение к байкерам.

Старый заметает следы

Оказалось, что на этой машине реально ездит ее знакомый байкер по фамилии Исаев. Причем, как выяснилось, настоящая фамилия его была другой. Купив за бутылку водки у пьяницы и бомжа Исаева его паспорт, этот человек вклеил в него свою фотографию и сдал на права. Установив этот факт, оперативники тут же запросили ГАИ, и вскоре у них на столе уже лежала фотография «Исаева».

По информации, полученной от байкеров, и по милицейским базам данных установили его личность. Кличка Старый, уже четыре года разыскивается Интерполом за торговлю наркотиками в крупных размерах в Латвии. Подробностей о его жизни байкеры не знали — в их среде лезть в душу не принято. К тому же Старый действительно был уже «в годах», и его уважали за возраст и «крутость». Маньяком он явно не был, но то, что реального маньяка хорошо знал, это сомнений не вызывало.

Иногда Старый пользовался мобильным телефоном. Номер его удалось установить. Используя данные о входящих и исходящих звонках, сыщики вычислили дом в Ольгине, откуда предположительно велись переговоры. Около дома выставили засаду, которая провела там четверо суток. Оказалось, что там живет некая девушка. Девушку сфотографировали, фотографию отправили в Интерпол, и оттуда немедленно ответили, что это любовница Старого по имени Женя.

Под благовидным предлогом оперативники вошли в ее квартиру. Проверили документы — как и ожидалось, они оказались «левыми», выписанными на чужое имя. После этого состоялась беседа, которая длилась 14 часов. Разумеется, ни о каком «выкручивании рук» при этом не было и речи. Кофе, сигареты, разговоры «за жизнь». Самым трудным было доказать Жене, что ищут ее собеседники не Старого, а человека, который воспользовался его машиной, чтобы совершить грязное преступление. Наконец Женя «сломалась» и положила на стол фотографию Старого вместе с его приятелем Сергеем по кличке Пуля. Чувства оперативников описать было невозможно — фотография Пули один в один совпадала с имеющимся у них рукописным портретом!

Радоваться, однако, было рано. По полученным от байкеров данным, Пуля вместе со Старым недавно выехали в Краснодар на «Фольксвагене» красного цвета. Там якобы у них был знакомый сотрудник милиции, который должен был изготовить новые документы для Старого. В записной книжке любовника, которую Женя выдала оперативникам, числилось 16 краснодарских телефонов. Вооружившись этой информацией, оперативники срочно вылетели в Краснодар. Провели там десять дней, за это время при помощи местной милиции (которой они выражают особую благодарность) досконально проверили все 16 адресов — причем каждый раз так, что люди там даже не подозревали, с кем имеют дело. В одном из адресов им дали наводку на тот самый красный «Фольксваген». Они обнаружили его на одной из платных стоянок — это была именно та машина, которая фигурировала в трех эпизодах изнасилования.

Увы, к тому времени Старого и Пули в Краснодаре уже не было — по полученным данным, они уехали в Анапу. В Анапе у сыщиков никаких «концов» не было, и поэтому ехать им туда было бесполезно. Но «Фольксваген» они, получив соответствующее постановление от следствия, отогнали в Петербург как вещественное доказательство.

Параллельно отрабатывалась еще одна ценная информация, полученная от Жени. Она сообщила улицу, где живет Пуля, и несколько цифр номера его телефона. Известно, что в подавляющем большинстве случаев первое преступление маньяк совершает вблизи собственного дома. И это была как раз ТА САМАЯ улица, откуда неизвестный преступник увез первую девочку. Оперативники предположили, что его разговоры по мобильнику, о которых упоминали потерпевшие, могли быть с кем-то из домашних. Из базы данных звонков с мобильных телефонов, соответствующих времени и месту совершенных преступлений, они взяли те, что поступали на эту улицу. Сопоставили их с данными Жени и получили ОДИН-ЕДИНСТВЕННЫЙ — тот самый, по которому, судя по всему, и звонил преступник.

Эксклюзив для французского дедушки

В квартире, где был установлен телефон, проживала семья с малолетним ребенком. Жена по данному адресу зарегистрирована, муж — нет. Через загс оперативники получили его данные, а через паспортную систему — фотографию. Это был он, Пуля. Уроженец Краснодара, неудачливый коммерсант, ныне человек без определенных занятий, один из членов байкерской тусовки. Разумеется, к тому моменту он уже понимал, что милиция идет по его следу, и дома не жил. Байкеры же на вопросы о его местонахождении только пожимали плечами. Да и в то, что человек из их среды может быть причастен к столь страшным преступлениям, они отказывались верить категорически.

Пулю объявили в федеральный розыск. А вскоре пришла информация из Краснодара о том, что он и Старый возвращаются в Петербург на вновь купленной машине. Соответствующая ориентировка поступила на все посты ГАИ, но друзья благополучно эти посты миновали. Узнав, что Пуля в городе, Соболев запустил в байкерскую тусовку номер своего мобильника для передачи Старому: «Скажите ему, что он мне не нужен. Пусть сдаст Пулю».

Через некоторое время Старый позвонил.

— Меня не интересует твое прошлое, — твердо сказал Соболев. — Скажи, где Пуля.

— Вы умные ребята, — ответил Старый. — Вы смогли вычислить меня, вычислите и его. А в то, что он такое натворил, я не верю.

Его трубка отключилась, и номер больше не отвечал — судя по всему, Старый выбросил СИМ-карту, использовав ее для единственного звонка.

Но кольцо вокруг Пули тем не менее неумолимо сужалось. Были взяты под наблюдение все его близкие друзья, в том числе и в Кингисеппе, где он был зарегистрирован и где жили его родители. Так или иначе он должен был проявиться — ему элементарно было негде жить, и он метался в поисках крыши над головой.

Напряжение, в котором уже многие месяцы пребывали сыщики, казалось, достигло предела. Они буквально жили на работе, и слово «Пуля» уже не сходило с их языка...

За одним из его друзей, которому Пуля должен был позвонить по поводу съемной квартиры, они следили трое суток. Наконец тот «привел» их к одному из элитных домов в Выборгском районе. Оперативники заняли позицию у подъезда. Гарантии, что Пуля находится именно там, не было никакой, но это была на тот момент единственная зацепка...

Вскоре из подъезда вышли два человека. Один из них смутно напоминал Пулю, но почему-то был абсолютно рыжим. Тем не менее их решили задержать. Через несколько секунд оба лежали, уткнувшись носом в асфальт. У рыжего проверили документы — точно он, Пуля! Вторым, что было полной неожиданностью, оказался его родной брат.

Оправившись от первого шока, Пуля неожиданно заявил оперативникам:

— Я сам уже давно хотел связаться с вами. Не понимаю, чего вы от меня хотите.

Вскоре, однако, последовали два опознания, на которых потерпевшие девочки уверенно показали на своего насильника. Пулю арестовали. Его поместили в следственный изолятор ФСБ — в обычной тюремной камере человек с таким «послужным списком» имеет мало шансов дожить до суда...

Постепенно, поняв, что загнан в угол неопровержимыми доказательствами, он начал давать показания. Его версия случившегося была страшна и цинична. Прибыв в Петербург в 2001 году, он по знакомству устроился администратором подпольной Интернет-порностудии. С какого-то момента дела студии пошли на спад, и хозяева ее предложили внести в ее работу элемент экстрима: малолетки, кровь, реальное насилие. Однажды Пуле на работе подбросили кассету, на которой было изображено изнасилование и убийство одной из их «порно-звезд». Ему поставили условие: или ты делаешь такое же, или могут быть проблемы с твоими женой и ребенком.

Разумеется, нормальный человек даже при такой угрозе не решился бы на подобный «подвиг». Если угрозы и подтвердятся, факт остается фактом: в Пуле уже изначально «сидел» маньяк...

Единственное, чего он на самом деле не мог, — это убивать, как требовали его хозяева. Именно поэтому и просил девочек имитировать смерть с ремнем, затянутым вокруг шеи. На обратном пути пытался мириться (что для маньяков, кстати, нехарактерно — обычно, насытившись, они свою жертву просто бросают), объяснял, что снимает кино для «французского дедушки за 10 тысяч баксов». На самом деле, как он объяснил, за каждую съемку ему платили 500 долларов. Между тем известно, что 10 тысяч — как раз реальная цена за такой «эксклюзив», который существует в одном экземпляре, в Интернет не выставляется и делается для конкретного заказчика. Именно поэтому в деле нет ни одной пленки — все они, судя по всему, у тех, кому предназначались.

Кто был заказчиком, пока неизвестно — этот вопрос в стадии расследования. Главный свидетель — хозяин упомянутой порностудии — недавно умер, второй его компаньон клянется, что он «не при делах».

Пуля сейчас на скамье подсудимых (именно поэтому мы не называем пока его настоящую фамилию). В США, к примеру, уверяет Соболев (недавно ездивший туда по обмену опытом), этот человек получил бы срок примерно лет 270. У нас же не получит даже пожизненного. Впрочем, на зоне педофилов «любят» так же, как и в тюремных камерах...

А на стене в кабинете оперативников — несколько огромных карандашных портретов одного и того же человека. Новый маньяк.

Автор выражает благодарность пресс-службе криминальной милиции за помощь в подготовке материала.