Неделя солдатской рубашки

Неделя солдатской рубашки

В сентябре 1914 года, вскоре после начала первой мировой войны, в Петрограде проходила «неделя солдатской рубашки». Патриотический подъем охватил все слои петроградского населения с самых первых дней войны.

В сентябре 1914 года, вскоре после начала первой мировой войны, в Петрограде проходила «неделя солдатской рубашки». Патриотический подъем охватил все слои петроградского населения с самых первых дней войны. Горожане не только желали победы русскому воинству, но и старались по мере своих сил и возможностей помочь армии.

Одной из форм помощи фронту стала заготовка белья для солдат, которая началась с обращения городских властей к жителям. Сначала «важным и ответственным делом снабжения армии бельем» занимались женские учебные заведения, частные мастерские, магазины, различные благотворительные общества. А 7 сентября в Петрограде началась «неделя солдатской рубашки».

«С тех пор, как город объявил, что на передовых позициях чувствуется недостаток в белье и что нужно прийти на помощь, столица всколыхнулась, — отмечала одна из газет. — Солдатское белье — это именно та самая жертва, которая доступна многим. Тем более, что нужда может быть удовлетворена не только новым, но и старым, чисто выстиранным бельем. Наш воин невзыскателен. Ему только бы чистенькую смену. Обносился он, совершая тот труд, которому нет равного».

Во всех районах Петрограда были открыты специальные пункты для приема белья. По словам заведующего центральным пунктом в Александро-Невской части, «население горячо отозвалось. Даже беднота пришла на помощь. Тронули меня мануфактурные торговцы моего района. Им белье шить было некогда, и они прислали материалы для белья — коленкор, пуговицы и т. д. Очень много жертвуют нового белья, нередко прямо комплектами».

На пункты сдачи горожане приносили не только белье, но и другие вещи, которые, как они считали, должны понадобиться солдатам, — ладанки, призванные оберегать от пуль, кисеты с махоркой, нитки, иголки, одеяла, мешочки с гостинцами. В первый же день сбора на один из пунктов пришла столетняя бабушка с мешком корпии (перевязочного материала, состоящего из нитей расщипанной ветоши). «Бабушка, теперь уже корпия не принимается», — стали объяснять ей. — «А я ее от севастопольской кампании берегу, — отвечала она. — Кто ей будет пользоваться, тот обязательно выздоровеет». Отказать старушке было просто невозможно — мешок корпии был отправлен в армию...

После того как 10 сентября Городская дума постановила послать воюющим полкам петроградского гарнизона подарки в виде чая, кофе и папирос, их сразу же стали приносить на те же приемные пункты белья. На центральный пункт Александро-Невской части некая дама-писательница, пожелавшая, чтобы ее имя не заносилось в списки, принесла два серебряных значка с надписью «Корреспондент», серебряное перо, портсигар и монетницу. А какой-то сердобольный жертвователь притащил целый пуд сахара.

Не остались в стороне от добровольного снабжения армии и петроградские сапожники. На общем собрании в городской ремесленной управе они обязали всех цеховых ремесленников Петрограда еженедельно изготавливать по паре сапог для воинов. Эти сапоги должны были сдаваться в специально образованную комиссию, которая отправляла их в военное ведомство.

«Сочувствие среди столичного населения огромное, — так подытоживал дело помощи фронту современник. — Чувство патриотизма охватило все слои общества»...