Российским полярникам приходится слушать американскую радиостанцию

Российским полярникам приходится слушать  американскую радиостанцию

В ночь с четверга на пятницу в Петербург возвратился известный летчик Валерий Базыкин, который на своем Ми-8 высаживал на льдину в море Лаптевых экипаж российской дрейфующей станции "Северный полюс-33".

В ночь с четверга на пятницу в Петербург возвратился известный летчик Валерий Базыкин, который на своем Ми-8 высаживал на льдину в море Лаптевых экипаж российской дрейфующей станции "Северный полюс-33". Вчера в "Интерфаксе" господин Базыкин поделился с журналистами впечатлениями о проделанной работе.
Напомним, Россия заявила о возобновлении научного присутствия в Арктике весной 2002 года. После двенадцатилетнего перерыва в море Лаптевых обосновалась дрейфующая станция "Северный полюс-32". Событие получило большой общественный резонанс, который значительно усилился после того, как в марте этого года, всего за пару недель до истечения положенного срока, под СП-32 раскололась льдина. Эвакуация ученых прошла как "операция по спасению", в ней лично принял участие "главный полярник страны" вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. А 10 августа из Петербурга стартовала экспедиция СП-33: научное судно "Академик Федоров" с 12 полярниками и 530 тоннами груза на борту отправилось в северные широты. Вслед за ним вскоре вылетел вертолет петербургской авиакомпании "СПАРК+" под управлением Вадима Базыкина. Экипажу предстояло отыскать в районе Новосибирских островов льдину покрепче и высадить на нее ученых на зимовку.
Как рассказал Вадим Базыкин, дрейф СП-33 начался 4 сентября. По неписаным правилам в выборе льдины принимают участие абсолютно все члены экспедиции, и, если кому-то что-то не понравилось, высадку отменяют. Поэтому перебрали не менее десятка льдин. "Вроде был один вариант, -- вспомнил господин Базыкин, -- льдина всех устраивала. Подлетели, посмотрели, а я им говорю: не сяду здесь и все. Ну не нравится мне место, уж не знаю почему. И ведь прав оказался! Там, где вертолет лишь колесом коснулся, под снегом оказалась большая промоина!" В итоге теперь в распоряжении станции льдина толщиной 4 метра и длиной 3,5 километра. В отличие от СП-32 нынешняя экспедиция рассчитана не на один, а на два года.
Как показали первые же измерения, за 12 лет сведения об Арктике безнадежно устарели. Так, льды почему-то стали перемещаться вдвое быстрее, и за сутки станция проходила 1,5 километра. Почему это случилось, ученым еще предстоит выяснить. Господин Базыкин отметил, что смена экипажа СП-33 не планируется как минимум до апреля 2004 года, когда в восточной Арктике кончится полярная ночь. "Но там все опытные полярники, и вряд ли кто из них захочет вернуться раньше", -- заверил летчик.
На вопросы о том, каков на льдине "культурный досуг", другой летчик, Игорь Закутилин, не задумываясь ответил: "Песни, преимущественно русские народные". А вот связи с родными и близкими полярники полностью лишены (хотя на станции есть спутниковый телефон), и, главное, там почему-то не ловятся российские радиостанции. "О всех последних новостях мы узнавали лишь из эфира американской станции", -- отметил Вадим Базыкин.
АЛЕКСЕЙ СОБОЛЕВ