Сам он страшный, снежный, но в душе он нежный!

Сам он страшный, снежный, но в душе он нежный!

Олег Иванов разработал собственный способ сохранения следов «авдошки». В Новгородской области осталось всего три снежных человека: бездетная пара среднего возраста и одинокий старик.

Олег Иванов разработал собственный способ сохранения следов «авдошки».

В Новгородской области осталось всего три снежных человека: бездетная пара среднего возраста и одинокий старик, - уверяет криптозоолог- любитель из Малой Вишеры Олег Михайлович Иванов

А несколько десятилетий назад, рассказывает Олег Михайлович, в маловишерских лесах жила целая семья из четырех дикарей. В семье был старший сын и младшая дочка, которая любила воровать женские вещи, оставленные сохнуть после стирки деревенскими жительницами.

Олег Михайлович Иванов сам несколько раз сталкивался в лесу со снежными людьми или, как их называют в Новгородской области, авдошками. Первая встреча произошла в 60-м, когда будущему криптозоологу было 12 лет. Встреча была случайной: деревенский пацан со своим другом, пойдя в лес, наткнулся на семейство рыжих дикарей. Они стояли на поляне и внимательно разглядывали пришельцев. Мальчишки испугались, дали стрекача и угодили в болото. Тогда страх утонуть в трясине пересилил впечатление от встречи с лесными людьми. О диких людях почти никто не вспоминал.

Вторая встреча произошла через три года. 15-летний Олег был так напуган, что в течение года лечился от заикания, следы которого слышны в разговоре даже сейчас. С тех пор Олег Михайлович с весны до поздней осени бродит по лесам и уходит в экспедиции в Карелию и Коми в поисках следов снежных людей.

Они наводят ужас в целях самообороны

- Их часто видят, - рассказывает «Комсомолке» исследователь, - и раньше видели. Просто боялись рассказывать, думали, что запрут в сумасшедший дом. Но я скажу больше: рядом со мной живет женщина, на которую снежный человек чуть не напал. Вообще-то агрессии они не проявляют. Так их дети иногда воруют вещи, оставленные жителями. Но вот самцы, бывает, выслеживают женщин с сексуальными намерениями.

Последний раз исследователь видел снежного человека в 1995 году в маловишерском лесу, возле узкоколейки. На след дикаря Олега Михайловича навел местный охотник. Двое суток народный ученый жил в шалаше, слушая, как рядом бродит это огромное существо.

- Оно за мной следило, так же как я за ним, - вспоминает Олег Михайлович, - причем теперь узнаю о том, что он рядом, по пронизывающему ужасу, который охватывает нас при появлении этого существа. Я склонен думать, что природа одарила их этой отпугивающей энергией в целях сохранения. Так вот, тогда я увидел этого человека утром: он стоял в отдалении в лесу, и поняв, что я за ним наблюдаю, издал такой звук протяжный («ГУА!»), переходящий в свист, и скрылся. Все же мне кажется, что они больше животные, чем люди. Договориться с ними невозможно.

След размером с «Комсомолку»

Олег Михайлович в экспедиции всегда берет с собой фотоаппарат. Сфотографировать следы ему удавалось. А само лесное существо - никогда. В экспедицию лучше идти с напарником. У Олега Михайловича появился ученик - студент Новгородского гидромелиоративного техникума. Вместе они придумали новую технологию копирования найденных следов. Раньше ученые заливали след гипсом, который был хрупок и плохо хранился. Олег Михайлович и его подручный действуют так: сначала прокаливают след, положив на него жесть и разведя на ней огонь. В итоге почва твердеет так, что в выемку следа можно положить арматуру и залить бетоном.

Два таких бетонных экземпляра как раз хранятся у Олега Михайловича. Он их бережно заворачивает в старые листы любимой «Комсомольской правды». Так что размер ноги снежного новгородца можно легко определить: как раз с газетную страницу.

Последний раз свежие следы местные видели возле маловишерской свалки. До снега ученый собирается проверить окрестности ближайших к Малой Вишере деревень.

Авдошка, авдошка, пойдет копать картошку

По свидетельству очевидцев, снежные люди, живущие на Северо-Западе России, похожи на огромных обезьян, покрытых рыжей шерстью. Самцы достигают роста 2,15 метра, редко бывают 2,5. Крупные особи живут в Европе. Более мелкие - 1,5 - в горах Кавказа.

В основном они питаются белокрыльником (болотным растением), корнями, травами. Иногда собирают овощи с колхозных полей: картошку, свеклу.

Зимой, так же как и медведи, залегают в спячку, в основном прячутся в заброшенных деревнях, а в Новгородской области - в районе карстовых озер, в подводных пещерах.

Нередко семьи перемещаются на большие расстояния, чтобы выросшие дети могли найти себе пару. Численность их невелика, несколько единиц на одну область.

Почему новгородских снежных людей называют авдошками? Есть такая легенда.

В деревне Селищи жила баба, звали ее Авдотья. Люди ее не любили, и она ушла в лес. Жила одна несколько лет, а потом пропала. Охотники ее видели с мохнатым человеком. Ее детей от дикаря назвали авдошками, потому что очень на нее лицом были похожи. Говорят, что авдошки из беды людей в лесу выручают.

Светлана Ойра.
Фото автора.
oira-oira@mail.ru