Сага о слепцах \ \ \ \ \ \ \ Титанические усилия незрячих людей часто упираются в противостояние зрячих

Сага о слепцах
\

\

\

\

\

\

\
Титанические усилия незрячих людей часто упираются в противостояние зрячих

Титанические усилия незрячих людей часто упираются в противостояние зрячих Сегодня Санкт-Петербургская организация Всероссийского общества слепых отмечает свое восьмидесятилетие.

Титанические усилия незрячих людей часто упираются в противостояние зрячих

Сегодня Санкт-Петербургская организация Всероссийского общества слепых отмечает свое восьмидесятилетие. По этому случаю в центре культурно-спортивной реабилитации ВОС (бывшем ДК Шелгунова) состоится праздничный вечер. Там все будет как полагается: приветственные речи, цветы, подарки, концерт артистов художественной самодеятельности. Но на самом деле настроение у членов общества слепых не слишком веселое. И тому немало причин.

В Петербурге и области проживают 11 тысяч инвалидов по зрению — людей, которые хотят чувствовать себя в обществе такими же, как зрячие. И это заставляет их каждый день упорно преодолевать сопротивление своего недуга.

Помню одну девочку из выпускного класса школы для слепых и слабовидящих детей. После уроков она самостоятельно добиралась от интерната до подготовительных курсов Университета. Я знаю этот путь: масса перекрестков, сложный и неудобный даже для зрячих вход в метро, автобус... Но она мужественно проходила его три раза в неделю в обоих направлениях — столь велико было в ней желание учиться, жить полноценно, имея право не только на мечту, но и на ее осуществление.

Но беда в том, что титанические усилия незрячих часто упираются в противостояние зрячих. И вот тогда этим людям приходится совсем нелегко.

К нынешнему своему юбилею Петербургское общество слепых получило «подарок» — со следующего года инвалидов по зрению лишили права на бесплатный проезд в городском транспорте. Эту льготу, как и всем, заменили денежной компенсацией, даже не подумав, что деньгами — особенно бумажными — слепые люди самостоятельно пользоваться практически не могут. А это значит, что с оплатой проезда у таких людей возникнут дополнительные проблемы. И затраты. Потому что обстоятельства вынудят их покупать проездные карточки, даже если они им не слишком нужны. Или существовать в радиусе пеших путешествий от дома.

Примерно такое же нежелание поддержать попытки незрячих людей жить полноценной жизнью в той мере, в которой это возможно, наблюдается со стороны работодателей.

В семнадцати высших учебных заведениях города сейчас учатся около ста незрячих студентов. Вузы, хоть и без особого энтузиазма, все-таки проявляют готовность помочь таким юношам и девушкам получить образование. Проблемы начинаются, когда из категории студентов они переходят в категорию молодых специалистов. Работу найти очень и очень трудно.

Думаете, причина только в физическом недостатке? Отнюдь. Причин на самом деле две. Психологическая: работодатели просто боятся брать на работу незрячих людей, даже если это хорошие специалисты. И финансовая: этим людям нужно создавать специальные условия труда, что, понятно, требует определенных затрат. Скажем, среди слабовидящих молодых людей довольно много компьютерных специалистов. Но для их полноценной работы необходимо снабдить компьютер клавиатурой Брайля или синтезатором речи. И хотя это не бог весть какие деньги, они становятся препятствием к тому, чтобы взять человека на работу.

И получается, что путь у незрячих людей только один — на предприятия Всероссийского общества слепых, коих в городе и области шесть. Да, разумеется, они спасают. Особенно тех, кто реально ничего другого кроме как собирать электротехнические и светотехнические изделия или, скажем, делать очистительные фильтры для воды (кстати, говорят, очень неплохие) не может. Но гуманное наше государство в свое время позаботилось о том, чтобы снять налоговые льготы на прибыль, в том числе и с предприятий инвалидов. С тех пор они стали нерентабельными и не имеют средств на развитие.

С нерентабельностью предприятиям ВОС предлагают бороться методом расширения ассортимента, а то и сменой профиля выпускаемой продукции. Интересное предложение. Рожденное, опять-таки, зрячими для незрячих в том же русле, что и отмена бесплатного проезда на городском транспорте. Будто неведомо, что каждое рабочее место требует особого оборудования — как минимум специальных машин, с которыми могут обращаться слепые люди. Новый ассортимент — новые машины. И где взять на это средства?

Уже который год Петербургское отделение ВОС бьется за получение для одного из своих предприятий городского заказа на изготовление антивандальных уличных светильников. Никаких принципиальных претензий к этой продукции у города нет. Но и заказа нет тоже.

Вопрос: почему мы, зрячие, не хотим помочь этим людям? Почему не хотим поддержать их мужественное стремление жить полноценной жизнью и искусственно загоняем обратно в мир незрячих, в то время как они делают все, чтобы оттуда выбраться? Может, не они слепые, а мы?

Но и в их мире есть свои радости. Вот сегодняшний праздник, например. В нем будут принимать участие самодеятельные артисты, которые занимаются в художественных коллективах центра культурно-спортивной реабилитации. Есть здесь свой хор и оркестр, вокальный класс и кружок художественного чтения, клубы по интересам и спортивные секции. Много чего есть. Даже кружок скульпторов, где незрячие ныне люди имеют возможность воплотить в глине зрительные образы, сохранившиеся в памяти с тех времен, когда они могли видеть.

Меня потрясли фортепианные сонаты Моцарта. Брайлевские.

— Это очень просто, — объяснял мне молодой слепой музыкант, водя пальцами по рядам выпуклых точек. — Одной рукой читаешь ноты, а другой — играешь то, что читаешь. Одной рукой как бы смотришь, а другой — исполняешь. Потом точно так же учишь партию другой руки. Выучил по отдельности — можно играть двумя... Хорошо тем, кто и правой и левой рукой хорошо по Брайлю читает. А у меня в основном правая читающая. Поэтому мне партию для нее труднее учить, ведь приходится читать левой...

Не всякий даже опытный пианист может играть, не глядя на клавиатуру. А этот юноша — может. Он не может иначе.

Незрячие люди вообще могут очень и очень многое. Обладая высокой чувствительностью пальцев, они, например, прекрасные массажисты. Обостренный слух да еще плюс музыкальный превращает их в высококлассных настройщиков. У этих людей, как правило, отличная память. И вообще — много всяких достоинств, весьма востребованных обществом зрячих. И если мы пока не готовы к тому, чтобы не теоретически, а реально предоставить им возможность жить полноценной жизнью, может, нас хватит хотя бы на то, чтобы не мешать им к этой жизни стремиться?