В Мариинке сезон начинается с... мытья люстры

В Мариинке сезон начинается с... мытья люстры

Ответственный момент - люстра Мариинки парит в нескольких сантиметрах от пола. «Комсомолка» побывала под крышей знаменитого театра и увидела, как чистят его хрустальную гордость Главную люстру Мариинского моют обычно один раз в год 6 сентября.

Ответственный момент - люстра Мариинки парит в нескольких сантиметрах от пола.

«Комсомолка» побывала под крышей знаменитого театра и увидела, как чистят его хрустальную гордость

Главную люстру Мариинского моют обычно один раз в год 6 сентября. За 222 театральных сезона это простое, казалось бы, действо, приобрело черты ритуала, стало знаковым: люстра очищена - можно начинать представления. Громадный трехъярусный бронзовый светильник в форме перевернутой шапки Мономаха появился под крышей Мариинки в 1860 году, когда театр был восстановлен после пожара 1859 года. Кстати, возгорание в помещении Театра-цирка (так назывался предшественник Мариинского) произошло как раз в комнате, устроенной вокруг люстры. Располагалась она так же, как и сейчас: на чердаке над центром зрительного зала. Там хранилось ламповое масло для заправки резервуаров, очевидно, из-за него и вспыхнул огонь. Новая люстра Мариинского стала уже газовой. Она была изготовлена на пожертвования купца Константина Плеске, награжденного позднее золотой медалью «во внимание к такой особой артистической заслуге».


Во время «помывки» рабочие сцены тщательно протирают каждую хрустальную подвеску.

Вес светильника - полторы тонны, суммарный вес его двадцати трех тысяч хрустальных подвесок - 750 килограммов. Для освещения в главной «лампе» Мариинки используется 210 электролампочек. Люстра до сих пор поднимается и опускается вручную: поставить под крышу электрическую лебедку невозможно технически - она слишком тяжелая. Время одного подъема или спуска примерно двадцать минут. Сам же процесс мытья занимает несколько часов. В прошлом сезоне люстру помыли дважды, в начале и перед торжествами по поводу трехсотлетия Петербурга.

КСТАТИ

По воспоминаниям слушателей, когда Федор Шаляпин брал на сцене Мариинского театра высокие ноты, хрустальные подвески главной люстры начинали дрожать, вибрировать, стукаться друг о друга и издавать звон. Некоторые из них вообще срывались и падали на головы зрителей.

Руслан КРАВЦОВ.
Poklon1@kppublish.ru
Фото Стаса Левшина.