Коммунальный инвестор

Коммунальный инвестор

Многолетний вялотекущий процесс ремонта инженерных коммуникаций города силами местных монополистов, при котором темпы старения теплотрасс, котельных и прочего были выше «темпов обновления», этим летом получил неожиданное развитие.

Многолетний вялотекущий процесс ремонта инженерных коммуникаций города силами местных монополистов, при котором темпы старения теплотрасс, котельных и прочего были выше «темпов обновления», этим летом получил неожиданное развитие.

Во-первых, наконец-то городские власти и РАО «ЕЭС России» договорились о строительстве теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ к Приморскому району. Как ни хотел ГУП «ТЭК» оставить этот многолюдный растущий и зажиточный район за своими котельными, экономическая логика победила. Покупать тепло у ТЭЦ, для которой оно является побочным продуктом, все же выгоднее, чем вкладывать десятки миллионов бюджетных и собранных с граждан рублей в мелкие котельные. Впрочем, строительство теплотрассы потребует не менее двух лет.

Во-вторых, потеснив все тот же ГУП «ТЭК», в один из самых ветхих и «холодных» районов города — Петроградский влез со своими деньгами и технологиями «Газ- пром». И в отличие от РАО «ЕЭС» первую часть своего проекта он выполнил всего за одно лето: с первыми холодами начнут работу две новенькие «с иголочки» котельные, принадлежащие и состоящие на обслуживании в газпромовской фирме «Петербургтеплоэнерго». Ожидается, что на открытие одной из них прибудет помимо руководства города глава газового концерна Алексей Миллер. Ведь для «Газпрома» производство и продажа тепла — новый, но весьма перспективный бизнес. Стоимость самого природного газа и стоимость тепла, которое можно из этого природного газа получить, различается на порядок.

Разумеется, многие города и районы хотели бы получить газпромовские инвестиции в инженерию, но выбор именно Петроградского района во многом заслуга его главы Алексея Делюкина. У нас ведь зачастую не знают, как привлечь инвестора, и начинают солидной фирме жаловаться на свои беды, плакаться, просить помощи. А благотворительность и инвестиции — разные вещи. Поэтому район (конечно, при содействии городской администрации) первым делом предоставил «Газпрому» основу бизнес-плана: исчерпывающую информацию — где сколько потребляется тепла, сколько за него платят. Всю территорию, на которой находится 134 различные котельные, поделили на так называемые зоны инвестиционной привлекательности. Получилось три группы: привлекательные — там, где стоят многоквартирные дома с хорошими коммуникациями, и значит, инвестиции могут окупиться за срок от 5 до 19 лет, малопривлекательные — окупаемость свыше 20 лет, и убыточные. Газпромовские спецы столь длительных сроков возврата инвестиций не испугались, потому что с новыми котельными, которые намного экономичней старых, не требуют постоянных ремонтов и даже постоянного обслуживающего персонала, с новыми теплотрассами, которые не будут греть землю, затраты окупятся заметно скорее. Но деловой подход района они оценили: и разбивку на зоны, и обязательство администрации за свой счет заменить трубы отопления и батареи в домах, и обещание в будущем предоставить более привлекательные с точки зрения бизнеса «тепловые зоны».

Стоит добавить, что при всем уважении к «Газпрому» район выставил ему достаточно жесткие условия. К примеру, новые котельные не должны располагаться в подвалах зданий, даже если старая котельная именно там и стояла. Новые времена — новые требования к безопасности.

В перспективе в районе вместо нынешних без малого полутора сотен котельных будет 54, ведь газпромовский «модуль» способен согреть вдвое больше квартир, чем старые котлы. Такое «укрупнение без централизации» — самый дешевый и надежный вариант. С одной стороны — исчезнет из подвалов и дворов больше половины намозоливших глаза и занимающих много места старых кочегарок. С другой — от новых микрорайонных котельных не нужно будет тянуть многокилометровые толстенные и жутко дорогие теплотрассы, как от ТЭЦ, перекрывать и раскапывать под них улицы.

Газпромовско-Петроградский проект важен не только в коммунальном плане. По сути, это модель реконструкции огромного запущенного инженерного хозяйства города. Бесконечно повышать тарифы, чтобы набрать денег на ремонт еще нескольких километров теплотрасс, еще пары котельных — это, как показал опыт последних десяти лет, тупиковый путь. Тарифы растут каждый год, но все деньги уходят на латание дыр. Тем самым продлевается век неэффективной, прожорливой системы, которая в первую очередь обогревает воздух, сжигая газ в устарелых котлах, во-вторых — землю, грея ее ржавыми и плохо изолированными трубами, и только в третью очередь квартиры. Нужны инвесторы. И они есть — и в стране, и за рубежом. Не хватало умения с ними работать. И вот сейчас должно, наконец, получиться.