Администрация завода подготовилась к зиме А прокуратура -- к возбуждению уголовного дела

Администрация завода подготовилась к зиме  А прокуратура -- к возбуждению уголовного дела

Прокуратура Ленинградской области возбудила сразу два уголовных дела по факту злоупотреблений, имевших место на ФГУП "Завод имени Морозова".

Прокуратура Ленинградской области возбудила сразу два уголовных дела по факту злоупотреблений, имевших место на ФГУП "Завод имени Морозова". По версии прокуратуры, управляющий ФГУПом продал за бесценок все ликвидные активы завода, а также не смог подготовить к отопительному сезону инженерные сети, что может зимой привести к размораживанию поселка им. Морозова с населением в несколько тысяч человек. С подробностями АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ.

По сведениям Ъ, возбуждение данного дела никак не афишировалось прокуратурой Всеволожского района. Это объясняется тем, что до сих пор все уголовные дела, связанные с плохим состоянием ЖКХ, в Петербурге и Ленобласти возбуждались лишь постфактум, когда из-за халатности очередного муниципального чиновника среди зимы размораживались целые районы (как, например, часть города Тихвина в 2002 году). Но вчера появилось еще одно объяснение действиям прокуратуры -- возбуждение дела фактически совпало по времени с отставкой вице-губернатора Ленинградской области Ивана Григорьева, который как раз курировал ЖКХ.
Основанием для прокурорской проверки стало заявление руководителя созданного ФГУПом в апреле этого года ЗАО "Морозовский энергетический комплекс" (МЭК) Александра Федорова. Он в июне текущего года написал письмо губернатору области Валерию Сердюкову о том, что МЭК не в состоянии подготовить инженерные сети к отопительному сезону и зимой поселку имени Морозова грозит размораживание. Как следует из письма, износ теплотрассы, ведущей от завода к поселку, составляет 60-80%, к тому же в этом году теплотрасса, державшаяся на сваях, из-за ветхости конструкции частично обвалилась на землю и теперь лежит в болоте. Денег на ремонт у МЭКа не было. По заявлению господина Федорова, с ним не расплатились муниципальные власти -- МУП "ЖКХ". При этом жители поселка за тепло исправно платили, но до МЭКа деньги почему-то не доходили. Кстати, как следует из заявления господина Федорова, муниципалы не платили заводу и до создания МЭКа, достаточно сказать, что на момент создания МЭКа долг завода "Ленэнерго" составлял около 30 млн рублей.
Власти на письмо господина Федорова не отреагировали -- теплосети так и остались гнить в болоте, и угроза размораживания поселка им. Морозова с населением более 10 тыс. человек стала вполне реальной. Тогда господин Федоров обратился к депутату Государственной думы Александру Невзорову, который направил запрос генпрокурору Владимиру Устинову, приложив к нему заявление руководителя предприятия. Результатом этого обращения и стало нынешнее уголовное дело.
Параллельно с делом МЭКа прокуратура Ленобласти в минувший вторник возбудила еще одно дело -- по факту злоупотребления полномочиями внешним управляющим ФГУПа Виктором Зарубой. Внешнее управление на ФГУПе было введено в 1998 году по иску "Ленэнерго" и нескольких других монополистов, которым завод задолжал в общей сложности около 60 млн рублей. Внешний управляющий решил погасить долги путем продажи непрофильных производств и площадей: казарм, теплиц, очистных сооружений, спорткомплекса, нефтеналивных емкостей и т.п. За ними последовали целые производственные комплексы по изготовлению промышленной взрывчатки и красок (они появились на заводе, основной профиль которого -- производство пороха для Минобороны, в середине 1990-х годов).
По мнению специалистов территориального управления Минимущества, большинство сделок по продаже активов ФГУПа были откровенно грабительскими -- стоимость имущества занижалась многократно. Последним "детищем" внешнего управляющего Зарубы и стало ЗАО "МЭК", которому завод передал не только котельные и теплосети, но также и долги перед энергетиками. Эти меры позволили ФГУПу рассчитаться с конкурсными кредиторами и вывести предприятие из банкротства. Однако вряд ли это можно считать достижением управляющего -- фактическая кредиторская задолженность ФГУПа перед другими (не конкурсными) кредиторами только увеличилась, достигнув 98 млн рублей (не считая 30 млн, переданных ФГУПом в наследство МЭКу).