Магические кристаллы \ \ \ \ \ \ \ Этому молодому ученому на роду было написано стать минералогом

Магические кристаллы
\

\

\

\

\

\

\
Этому молодому ученому на роду было написано стать минералогом

Этому молодому ученому на роду было написано стать минералогом Доктор наук, профессор, обладатель медалей и лауреат премий Российской Академии наук.

Этому молодому ученому на роду было написано стать минералогом

Доктор наук, профессор, обладатель медалей и лауреат премий Российской Академии наук, Европейского и Американского минералогических обществ, соредактор журнала Canadian Mineralogist, автор нескольких десятков статей в первоклассных западных журналах и докладов на международных конференциях, двух монографий... Сколько лет носителю этих достойных регалий? Трудно поверить: лишь 32! Вчера к ним прибавилась еще одна: профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей КРИВОВИЧЕВ стал лауреатом премии Фонда поддержки образования и науки (Алферовский фонд). На специальном заседании президиума Санкт-Петербургского центра РАН президент фонда Нобелевский лауреат академик Жорес Алферов вручил именную медаль и почетный диплом молодому ученому, после чего тот выступил с лекцией перед высоким собранием.

Можно не сомневаться, что премия размером 100 тысяч рублей станет для Сергея хорошим подспорьем в развитии темы, которой он занимается со студенческой скамьи: кристаллохимия минералов и неорганических соединений, расшифровка их структур и на этой основе — синтез новых соединений.

При его непосредственном участии открыты 20 новых видов минералов из месторождений Кольского полуострова и Камчатки. Именно изучение образцов, привезенных с Камчатки, позволило выявить целый класс соединений, в структуре которых «несущей конструкцией» являются анионы, а не катионы. Это направление кристаллохимии уже стали называть «кривовическим». В последние годы он активно экспериментирует с образцами урана и свинца, синтезировал около ста соединений, большинство из которых были получены впервые.

Особенность конкурса для молодых (до 33 лет) ученых, который проводится уже второй год, — необычайно высокий уровень экспертизы. Рецензент Кривовичева — главный научный сотрудник ВНИИ океангеологии член-корреспондент РАН Давид Додин дал высокую оценку работам соискателя. А в доверительном разговоре и вовсе не скупится на похвалы молодому коллеге (с которым до вчерашнего дня был знаком только по его публикациям): «Это настоящий ученый, он перевернул многие привычные представления в кристаллографии, которая всегда мне казалась устоявшейся наукой, а он ее оживил, не просто открыл новые виды минералов, но и показал возможности их использования, заложил основы будущих наукоемких технологий».

Важно еще, отметил Додин, что Сергей продолжает отечественные традиции в кристаллографии: в этой научной дисциплине российские ученые всегда были лидерами.

Будем откровенны: такие таланты, как Кривовичев, — товар штучный.

Безусловно, сказались гены. Он родился в семье универсантов, аспирантов-минералогов. Мама сейчас работает на химфаке, отец — профессор, заведующий кафедрой минералогии Санкт-Петербургского университета. Но главным своим учителем Сергей называет профессора Станислава Филатова, который и сформировал представление об «анионоцентрированных тетраэдрах».

В остальном он весьма характерный пример продвинутого ученого, сделавшего принципиальный выбор — оставаться в России, где фундаментальную науку на словах уважают, но держат на голодном пайке, и добывать деньги на исследования из всех мыслимых источников. Прежде всего это зарубежные стипендии и гранты. Сергей был стипендиатом национального научного фонда США и НАТО, фонда имени А. Гумбольдта (Германия), программы INTAS для молодых ученых, проходил стажировку в университете Нотр-Дам (Индиана, США). Сегодня Сергей — приглашенный профессор университета в австрийском Инсбруке, куда он на год уехал с женой и пятью детьми. Из всех командировок возвращается на родную кафедру кристаллографии. Мог бы уже ее возглавить — предлагали; потому и отказался, что боится утратить профессиональную мобильность.

Кривовичев понимает, что кристаллография может развиваться лишь рука об руку с технологиями познания структуры вещества. А реалии таковы, что наши ученые получают доступ к современному оборудованию лишь за рубежом. Сергей мечтает о создании аналогичной по уровню оснащения российской лаборатории, подготовил ее детальное описание, составил смету. Кадры, интеллект, научный задел в Университете есть. В дефиците — 500 тысяч евро на приобретение приборов.

Такую сумму ни Алферовский фонд, ни другие благотворители не потянут. Тут без участия государства не обойтись...