Сквозь шторм — к острову вечного покоя

Сквозь шторм — к острову вечного покоя

Сквозь шторм — к острову вечного покоя прошли участники парусного похода, организованного яхт-клубом Ленинградской военно-морской базы — Синоптики дают штормовое предупреждение, — сказал стоящий на причале диспетчер клуба.

Сквозь шторм — к острову вечного покоя прошли участники парусного похода, организованного яхт-клубом Ленинградской военно-морской базы

— Синоптики дают штормовое предупреждение, — сказал стоящий на причале диспетчер клуба.

«А нас уже нет, — улыбнулся капитан яхты «Былина» Андрей Березкин. — Мы уплыли».

До кронштадтского форта «Константин», где располагается пост пограничного контроля, плавание оказалось легким и приятным. Но за Кронштадтом, уже в ночи, ветер усилился. Яхта то взлетала на гребень волны, как щепка, то ухалась в черную бездну.

«Пять баллов, порывами до шести», — спокойно констатировал Березкин.

Для бывалых яхтсменов приключение не бог весть какое. Взял рифы (уменьшение площади паруса), поставил штормовой стаксель, пристегнулся к борту страховочным ремнем — и сиди любуйся на бушующую стихию. Глядя на командиров, спокойны и менее опытные члены экипажа — курсанты военно-морского инженерного института. На ныряющей в волну, уходящей из-под ног палубе тянут веревки, крутят лебедки, работают с парусами. Ветер стихает лишь к утру. И тут мы узнаем, что следовавшая за нами вторая участница похода — яхта «Дайра», не выдержав испытаний этой ночи, повернула и пошла назад.

Вообще-то бортов должно было быть три. Но великолепная английская яхта «Адвенчер», подаренная нашим морякам принцем Чарльзом, так и не вышла — ее капитана, преподавателя одного из военно-морских вузов, в последний момент не отпустили со службы. Таким образом, «Былина» оказалась одна. И из 13 курсантов — предполагаемых участников похода — до конечной цели путешествия добрались лишь трое.

А цель наша — маленький остров Новик в Выборгском заливе. Точнее, располагающееся на нем кладбище русских моряков. Остатки его — обломки ограды и заросшие травой несколько гранитных плит — обнаружили в 1997 году участники шлюпочного похода «Дорогами Петра Великого», члены клуба юных моряков «Адмиралтеец». По возвращении руководитель похода Сергей Семенович Шихарев добился разрешения на работу в Военно-морском архиве, где ребята нашли документальное подтверждение своей находке: да, здесь, на маленьком острове в Выборгском заливе, в позапрошлом веке располагался своеобразный пантеон русских военных моряков.

Судя по всему, создали его и ухаживали за ним моряки дислоцировавшейся в этом районе минно-шхерной эскадры. Они же в 1880 году поставили здесь деревянную часовню. Увы, время и наши варвары-соотечественники не пощадили ничего. Часовня была уничтожена, ограда срезана на металл, могилы ушли в землю и заросли травой.

«Адмиралтеец» взял над кладбищем шефство. Каждый год участники шлюпочных походов приходили на Новик и постепенно восстанавливали разрушенное. Привели в порядок территорию, могилы (контуры их, обложенные булыжником, сохранились в целости). Узнав об их благородном замысле, к делу подключились администрация Выборга, комитет по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга, ГП «Адмиралтейские верфи», НИИ командных приборов. В 1998 году на кладбище установили поклонный крест, который освятили священнослужители выборгского Спасо-Преображенского собора.

Ныне кладбище в состоянии идеальном. Несколько сохранившихся гранитных плит с фамилиями сверкают чистотой. На всех остальных из 59 могил — аккуратные деревянные кресты. Время от времени у подножия креста и на могилах появляются цветы. А недавно на старом месте восстановили и часовню. Кто-то из небедных людей, посетивших остров, растрогался от увиденного и сделал это на свои деньги. Внутри часовня пока пуста — на месте будущего алтаря висят лишь несколько маленьких икон, привезенных неизвестными доброхотами.

— Это кладбище уже стало частичкой нашей души, — говорит член клуба «Адмиралтеец» курсант Санкт-Петербургского морского колледжа Саша Котов. — Мы приезжаем сюда будто к своим родным, и каждый раз не хочется возвращаться обратно...

Экипаж «Былины» возложил к подножию поклонного креста венок и цветы. Постояли, помолчали, подумали каждый о своем. Кто здесь лежит — неизвестно. Герои они или просто служивые люди — неважно. Важно, что моряки, родная кровь. Путь сюда оказался нелегок (а шлюпочный поход «адмиралтейцев», между прочим, занимает 25 дней!), но, наверное, это и к лучшему. Тем сильнее войдет в память этот кусочек Отечества, воссозданный из небытия не для славы и громких слов, а по велению сердца. Маленький островок, продуваемый жестокими балтийскими ветрами, запах корабельной сосны, надпись на кресте «Упокой Господи души усопших рабов твоих». И вечная тишина.