Расселение близлежащих к КАДу домов может закончиться катастрофой

Расселение близлежащих к КАДу домов может закончиться катастрофой

До последнего времени было, наверное, проще выведать военную тайну у Мальчиша-Кибальчиша, чем узнать, сколько домов власти города намерены расселить.

Недавно услышал такой анекдот. Поймал петербуржец золотую рыбку. Та говорит: «Исполню любое твое желание». Подумал мужчина и сказал: «Хочу, чтобы “Зенит” стал чемпионом России по футболу». — «Нет, — отвечает рыбка, — слишком сложно. Давай что-нибудь попроще». Ну, мужчина подумал-подумал и говорит: «Пусть хотя бы кольцевая дорога будет построена в срок». — «Хм, — протянула рыбка. — Так что там насчет чемпионства “Зенита”?» Действительно, строительство КАД вот уже который год остается одной из главных проблем Петербурга. И в последние месяцы на первый план вышел такой аспект «КАДрового вопроса», как расселение жителей домов, находящихся в зоне влияния магистрали.

Смольный раскрывает секреты

Надо сказать, до последнего времени было, наверное, проще выведать военную тайну у Мальчиша-Кибальчиша, чем узнать, сколько домов власти города намерены расселить и сколько семей получат новые квартиры. ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга», комитет по строительству, Госстрой России называли разные цифры, определить среди которых реальные было решительно невозможно. Поэтому журналисты, пришедшие на заседание правительства, ждали от Валентины Матвиенко точной информации по поводу расселения домов в зоне КАД. Итак, что же мы имеем на самом деле? Как обещают городские власти, новые квартиры получат все, кто проживает в радиусе 70 метров от будущей магистрали. Сегодня в рамках этой санитарно-защитной зоны КАД расположены 47 жилых домов. 20 из них находятся в Красногвардейском районе города, 15 — в Невском, 2 — в Выборгском. Остальные здания расположены на территории Ленобласти.

О том, насколько активно идет расселение, можно судить по примеру Красногвардейского района. На момент начала строительства дороги в домах в границе «санитарной зоны» проживали 232 семьи (546 человек). Сегодня новые квартиры получили 79 семей: на это было затрачено 70,5 миллиона рублей, на которые приобретено 4324 квадратных метра жилья. Для расселения остальных жителей района требуется 153 квартиры (39 однокомнатных, 90 двухкомнатных, 21 трехкомнатная и 3 четырехкомнатные квартиры). А вот ситуация в Невском районе. Здесь в квартирах государственного жилого фонда проживают 828 семей (2368 человек), а в квартирах, находящихся в частной собственности, — 585 семей (1265 человек). Для их расселения потребуется 1433 квартиры (529 однокомнатных, 491 двухкомнатная, 382 трехкомнатных, 31 четырехкомнатная).

Как сообщил корреспонденту «МК» в Питере» руководитель ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» Егор Тратников, на окончание расселения домов со стороны федерального бюджета (именно он ответственен за финансирование работ, связанных с КАД) требуется 3,9 миллиарда рублей. При этом Тратников особо подчеркнул, что такая высокая стоимость переселения связана с тем, что людям, живущим в зоне прямого влияния кольцевой автодороги, стараются подобрать хорошее жилье, стоимость квадратного метра которого составляет 1048 — 1060 долларов (правда, в эту сумму чиновники включили расходы на переезд и последующий ремонт новой квартиры).

Три ножа в спину расселению

Однако если на расселение выделены такие деньги, то почему у стен Смольного едва ли не ежемесячно проходят митинги, участники которых протестуют против тех нечеловеческих условий, в который они оказались из-за этого самого расселения?

Вот только один из многих примеров. В апреле-мае этого года митинговали жители десяти домов Братской и Лесопарковой улиц, которые должны быть расселены. «Мы из гетто», «Проведем КАД через Смольный», — гласили транспаранты. Людей можно понять: процесс расселения начался еще в 2000 году, однако не завершен до сих пор. Жителям не только не предоставили новое жилье, но и лишили коммунальных услуг, убрали подъездные дороги, так что им приходится ходить по железнодорожным путям.

Причин, которые вызывают постоянные задержки с расселением, три. Первая — это катастрофическое недофинансирование со стороны федерального бюджета. Возьмем, к примеру, те же 3,9 миллиарда рублей — на сегодняшний день из этой суммы в бюджете Дирекции наличествует только... 191 миллион. Вторая причина в том, что работа по приобретению новых квартир налажена из рук вон плохо. Казалось бы, чего проще — выделить жителям «санитарной зоны» вокруг КАД часть построенного муниципального жилья, которое принадлежит городу, и проблема решена. Но дело как раз в том, что этого самого жилья у Петербурга нет. У города не хватает финансовых возможностей, чтобы самостоятельно вести строительство, а вместо реальных квартир, которые северная столица должна получать от застройщиков при вводе в строй каждого нового дома, ей дают отчисления «на развитие социальной инфраструктуры».

Если муниципального жилья в городе нет, стало быть, единственный выход переселить многострадальных КАДовцев — это купить квартиры на рынке. Можно приобрести квартиры в недавно построенном доме, причем расположенном не абы где, а в районах с развитой инфраструктурой и недалеко от метро. «Сейчас приобретение подобного жилья вряд ли целесообразно, так как строители слишком “вздувают” на него цены», — считают чиновники. Хорошо. Остаются квартиры на “вторичном” рынке. Хотя специфика Петербурга сегодня такова, что дешевых квартир и в этом секторе тоже нет — велик спрос на жилье. Относительно доступны только квартиры в полуразрушенном «старом фонде». Куда, естественно, жители санитарной зоны вокруг КАД переселяться не будут. Чтобы изыскать нормальные квартиры, чиновникам надо вплотную работать с агентствами недвижимости и либо хорошо им заплатить за услуги, либо предоставить налоговые льготы. «Мы не намерены переплачивать кому бы то ни было за покупку квартиры на “вторичке”, — сообщил корреспонденту «МК» в Питере» высокопоставленный чиновник комитета по строительству. — Вот когда цены на квартиры придут в норму, расселение пойдет активнее». Произойдет это, похоже, не раньше, чем рак на горе свистнет...

Существует и еще одна причина, которая тормозит расселение домов вблизи КАД. По информации паспортно-регистрационных служб Невского и Красногвардейского районов, число прописавшихся в домах, прилегающих к кольцевой автодороге, за минувшие два года возросло почти в три раза. Догадаться, зачем горожане в массовом порядке становятся жильцами столь неблагополучных зданий, не так уж сложно...

Печальные перспективы

Вполне возможно, что расселение домов в санитарной зоне вокруг КАД вскоре забуксует еще больше. Дело в том, что недавно на заседании межведомственной комиссии по проблеме строительства кольцевой автодороги зампредседателя Госстроя России Николай Маслов предложил сократить федеральное финансирование строительства восточного полукольца. При этом, как отметил Маслов, сэкономить можно на средствах, которые предполагалось затратить на расселение.

Кстати, вы никогда не задумывались, почему эта самая санитарная зона ограничена всего лишь 70 метрами от дороги? Откуда строители взяли такую цифру? В ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» вразумительного ответа получить не удалось. В комитете по строительству, КУГИ — тоже. Может быть, чиновники сами не уверены в правильности своего решения, а такие размеры санитарной зоны определили только для того, чтобы сократить расходы на расселение? Основания так считать дают комментарии ученых, которые считают, что влияние магистрали распространяется не на 70, а на 100 — 300 метров. По мнению специалистов Горного института, подобный вывод им позволяет сделать исследование местных грунтов, которые обладают малой сейсмической твердостью. Как бы то ни было, подобный «разнобой» говорит только об одном — строителями не было проведено реальное изучение и анализ влияния КАД на ближайшую жилую зону, хотя уже давно известно, что одна только вибрация от интенсивного транспортного потока весьма сильно влияет на здоровье людей.

Проблема жилых домов вокруг кольцевой имеет и еще один «подводный камень». В смете строительства предусмотрено лишь расселение домов, входящих в санитарную зону. В то же время уменьшение стоимости квартиры в зданиях за ее пределами из-за строительства скоростной трассы никто компенсировать не собирается. А это очень серьезные деньги: риэлтеры и представители девелоперских фирм сходятся в том, что прокладка дороги снизит цены на жилье, располагающееся на расстоянии 1 — 2 километра от трассы, примерно на 200 — 400 долларов за квадратный метр. Пока подобная проблема, что называется, не на слуху, но через несколько месяцев после окончания строительства автодороги, когда торговля квартирами вокруг кольцевой начнет набирать обороты, эта «бомба замедленного действия» обязательно взорвется...

Шкура неубитого медведя

Любопытно, что, еще не расселив жителей домов, входящих в санитарную зону, Смольный уже решает, что делать с опустевшими зданиями. До последнего времени считалось, что дома снесут, а на их месте построят заправки, гипермаркеты и другие объекты городской инфраструктуры. Однако на заседании в Смольном заместитель председателя жилищного комитета Павел Григорьев высказал, в общем-то, здравую мысль — а почему бы не использовать расселенные дома в качестве маневренного фонда? Ведь последнего в городе практически нет, а тут в него сразу переведут аж 47 домов!

Валентине Матвиенко предложение Григорьева явно пришлось по душе. Не надо будет ломать голову, куда селить тех, кто не сможет рассчитаться за ипотеку, а также злостных задолжников по квартплате. Там же, на заседании, были определены два первых кандидата на перевод в маневренный фонд. Ими стали дома на проспекте Обуховской Обороны и Уткином проспекте. И все бы ничего, вот только есть два «но». Во-первых, против превращения расселенных домов в маневренный фонд выступают питерские санитары. «Должники-то они, конечно, должники, но ведь они люди, такие же, как мы, и какое город имеет право селить их в условия, при которых будет портиться их здоровье?» — заявил присутствовавший на заседании представитель СЭС. Однако администрацию Петербурга этот аспект проблемы, похоже, волнует мало. «С ГорСЭС вопрос уладим. Готовьте документы», — заявила Григорьеву Валентина Матвиенко. Во-вторых, несмотря на то, что формально расселение идет уже полтора года, до сих пор не произведена техническая инвентаризация домов. Иными словами, сегодня никто не знает, будет ли здание стоять еще 50 лет или рухнет завтрашним утром. Таким образом, должники и неплательщики будут жить фактически «на вулкане», когда в любой момент может повториться трагедия, которая произошла на Двинской улице. «Не стоит преувеличивать опасность, дома находятся не в таком плохом состоянии, — «успокоили» нас в комитете по содержанию жилищного фонда. — Тем более что люди будут там жить временно». Что тут сказать? Это, конечно, временно... Но мы-то уже не раз убеждались на примере городских коммуналок, что нет ничего более постоянного, чем временное жилье...

Александр МАКАРЕНКО