Они отводили самолет от деревни

Они отводили самолет от деревни

Так считают сослуживцы погибшего экипажа разбившегося бомбардировщика

Так считают сослуживцы погибшего экипажа разбившегося бомбардировщика

Поздно ночью в четверг окрестности новгородского городка Сольцы озарила яркая вспышка, а затем раздался взрыв. Дальний бомбардировщик Ту-22М3, заходя на посадку, внезапно потерял управление и рухнул на автодорогу неподалеку от деревень Песочки и Велебицы.

- Мы видели, как самолет шел от реки в районе поселка Песочки, - рассказали нам жители Велебиц. - Машина летела как-то странно накренясь и издавала необычно громкий шум.

- Видно было, что ее пытаются выровнять, - добавляет 15-летний Володя Яковлев, - но не дотянули, рухнули возле леса на дорогу... Мы с пацанами побежали посмотреть, а там уже военные стояли. По словам другого очевидца, Михаила Ермилова, троих погибших положили на брезент. Двое были прямо в креслах. А четвертого искали по лесу ночью...

- Муж сказал, что в 4 часа утра вернется, - сказала «Комсомолке» вдова командира экипажа 46-летнего Олега Тяпкина Любовь. - Но когда ночью в дверях появилась группа военных, я все поняла...

Причину катастрофы военная прокуратура пока не называет. Расшифрованы разговоры пилотов с руководителем полетов. В критический момент он дает команду - катапультироваться. Главный вопрос: почему летчики не выполнили этот приказ?

В беседе с корреспондентом «КП» сослуживцы погибших сказали: «Ребята боролись до последнего, чтобы самолет не рухнул на деревню Велебицы».

У всех четверых погибших членов экипажа остались семьи. У штурмана Толстова - сын 15 лет и жена, которая ждет появления второго ребенка. Илья Ловков, помощник командира корабля, только что женился. У Александра Иванова остались жена и годовалая дочка.

У Олега Тяпкина сын учится в Челябинском военном училище и, как отец, мечтает стать летчиком. 27 июля Олег с женой должны были справить 20 лет со дня свадьбы, в этом году они обвенчались.


Губернатор Новгородской области Михаил Прусак принял решение об оказании помощи семьям погибших при исполнении служебных обязанностей военных летчиков. Каждой семье будет выделено по 50 тыс. рублей. Как сообщили «Комсомолке» в пресс-центре администрации области, пока еще не известно, из каких фондов будут изысканы средства на оказание помощи, но то, что деньги будут выделены, решение окончательное.

Администрация Солецкого района выплатит каждой семье еще по 10 тыс. рублей.

В катастрофе погибли: командир корабля майор Олег ТЯПКИН, помощник командира корабля капитан Илья ЛОВКОВ, штурман майор Николай ТОЛСТОВ, штурман-оператор капитан Александр ИВАНОВ.

ЗВОНОК В ПОЛК

Мы позвонили в авиационную часть, и поинтересовались, что могло стать причиной крушения бомбардировщика:

- Сейчас трудно что-либо утверждать, - ответил нам заместитель командира части по воспитательной работе полковник Геннадий Батин. - На все вопросы ответит специальная комиссия Министерства обороны. - Могу только сказать, что все они - опытные специалисты. Олег Тяпкин и Николай Толстов - летчики первого класса. Они, судя по всему, до последнего пытались спасти машину и, возможно, отвести ее от деревни. Правда, это довольно трудно на скорости 320 километров в час... Да и низко они шли уже, ведь на посадку заходили. А катапульты на наших Ту-22 отстреливаются вниз...

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Отчего это могло случиться


Сегодня в России не наберется и двух десятков абсолютно «здоровых» бомбардировщиков Ту-22. Все они старенькие - средний возраст 25 лет (цена одного - около $30 млн). Считается, что такие машины могут летать до 40 лет. Но это - в теории. На практике самолеты приходится постоянно «лечить».

По Договору об ограничении стратегических вооружений Ту-22 был лишен системы дозаправки в воздухе, и американцы согласились не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. Топливо заливают в 7 кессон-баков в крыле, в фюзеляже, в киле. Для предотвращения взрыва топлива в баках используется система наддува нейтрального газа. Но самолеты подолгу стоят на приколе, и баки дают трещины...

В Ту-22 есть система принудительного катапультирования, когда одному летчику достаточно дернуть рычаг и весь экипаж покинет машину (даже если кто-то будет уже без сознания). Почему этого не произошло - еще одна загадка трагедии.



Виктор БАРАНЕЦ.
Светлана ОЙРА.
Фото из семейного архива Тяпкиных.