«Только не делайте из этого событие! — предупредил Темур Чхеидзе, избранный тайным голосованием коллектива БДТ на пост главного режиссера. — Дай Бог, чтобы это стало событием года через два.
А пока я продолжаю делать то, что делал последние тринадцать лет, просто в ином качестве. Правда, теперь мне уже придется извиняться не только за свои, но и за чужие ошибки — за все, что происходит в театре».
На самом деле появление в БДТ главного режиссера — факт исторический. Потому что этого, как дождя в засуху, ждали все. Зрители. Артисты. Журналисты-доброжелатели и журналисты-злопыхатели.
Наконец, нынешний художественный руководитель Кирилл Лавров, который глубоко убежден, что театр должен возглавлять один лидер, и обязательно — режиссер. Лавров согласился остаться на нынешней должности только потому, что Чхеидзе поставил это непременным условием своего прихода в БДТ.
«У меня много деловых связей, пятнадцатилетний опыт руководства театром, поэтому, если Темуру это нужно — пока буду помогать». Рассказывая журналистам о планах и перспективах театра, главреж и худрук не противоречили друг другу.
За годы сотрудничества театр и режиссер притерлись. Резкой смены курса не предвидится, репрессий и «чистки» труппы не ожидается, хотя в нее и вольется свежая актерская «кровь».
Не будет и репертуарного крена — ни в зарубежную модную драматургию, ни в русскую классику: в театре должны быть разные спектакли, поставленные разными режиссерами, этим еще со времен Товстоногова славится БДТ.
Чхеидзе пришел не для того, чтобы строить театр под себя. («Мне в жизни везло, всегда удавалось ставить то, что хотел и как хотел. Поэтому у меня нет цели стать руководителем ради того, чтобы все делать по-своему».)
Он пришел потому, что трудно. Трудно народному артисту, пятнадцать лет везущему на себе груз не связанных с актерской профессией проблем. Трудно БДТ, академическому театру с глубокими, истинно петербургскими традициями, в сегодняшнее «сериальное» время.
Трудно репертуарному театру, зажатому в тиски рыночных правил игры. Никакого события. Просто человек из далекого Тбилиси протянул руку дружбы нашему театру, а значит — нашему городу, всем нам.
Сделать это было очень непросто. Как писали грузинские журналисты, Чхеидзе много лет существует в творческом «Бермудском треугольнике» — Тбилиси, Питер, заграница, — который можно назвать любовным.
Питер и БДТ — любовь без расчета, без выгоды, без коварства. Наверное, поэтому в БДТ Чхеидзе доверяют безоговорочно и связывают с его приходом большие надежды. Пусть это действительно станет событием, мы столько ждали — год-два еще подождем.
Марина Полубарьева