Очередь на телефон в Петербурге исчезнет уже через 2 года, а спаренные телефоны – через 4 – 5 лет

Очередь на телефон в Петербурге исчезнет уже через 2 года, а спаренные телефоны – через 4 – 5 лет

Казалось бы, сегодня, когда сотовый телефон есть едва ли не у каждого горожанина, проблем с телефонами стационарными быть не должно. Ан нет: в северной столице год от года увеличивается очередь на

Казалось бы, сегодня, когда сотовый телефон есть едва ли не у каждого горожанина, проблем с телефонами стационарными быть не должно.

Ан нет: в северной столице год от года увеличивается очередь на установку телефона, новоселы часто оказываются без связи в новых квартирах, а спаренный телефон по-прежнему остается головной болью тысяч петербуржцев…

Кто последний?

О том, что получить телефон в Петербурге сегодня так же трудно, как, скажем, и в Ленинграде лет этак 20 назад, можно судить хотя бы по размеру очереди на телефон. В настоящий момент она составляет порядка 60 тысяч человек (помимо тех, кто вообще не имеет телефона, сюда входят желающие получить второй номер, а также жители пригородных районов).

При этом тенденция последних лет такова, что очередь медленно, но верно растет. В «Северо-западном телекоме», который является монополистом на рынке телефонной связи Петербурга, наличие очереди объясняют тремя причинами.

Во-первых, низкими тарифами на переговоры, которые надо поднять раза в полтора. Во-вторых, колоссальной задолженностью федерального бюджета, который обязан компенсировать скидки, предоставляемые льготникам (они составляют 50 процентов тарифа).

На сегодня эта цифра уже превысила миллиард рублей. На недавнем заседании в Смольном, посвященном этому вопросу, Валентина Матвиенко пообещала, что будет ходатайствовать перед Министерством финансов о погашении этой задолженности. Если же этого не произойдет, то СЗТ не исключает, что в третьем квартале этого года подаст иск к Министерству финансов и Министерству труда и социальной защиты.

Наконец, очередь на получение телефона растет еще и по причине отсутствия координации между строителями и связистами при сдаче новых домов. Как нам сообщили в пресс-службе СЗТ, за последний год в городе появилось порядка 30 тысяч новых квартир, и часто застройщики «забывали» известить компанию о появлении новых объектов.

Однако в беседах с глазу на глаз многие специалисты в сфере телекоммуникаций уверяли, что в очередях на подключение в новых домах виноват сам СЗТ. Дело в том, что до 2001 года «Северо-западный телеком» не платил за строительство сооружений связи и прокладку телефонных кабелей в новые дома, перекладывая соответствующие расходы на строителей.

Которые, в свою очередь, перекладывали их на жильцов путем повышения цены за квадратный метр жилья. Однако в 2001 году Министерство по антимонопольной политике положило конец подобному положению дел.

Связистов обязали оплачивать рытье траншей и прокладку кабелей из собственного кармана. Повысить же тарифы на телефон, чтобы окупить таким образом свалившиеся расходы, МАП «Северо-западному телекому» также не позволил.

Таким образом, прибыли компании резко снизились, и становится понятным, почему она не форсирует темпы «телефонизации» новостроек. В подобных обстоятельствах жильцы некоторых (в основном, элитных) домов обращаются к услугам небольших частных телефонных компаний.

Те за свой счет подключают дом к линиям связи, однако берут за телефон намного больше, чем тот же СЗТ.

Как улучшить ситуацию с очередями на телефон в новостройках? Единственным выходом из сложившегося положения дел видится либерализация рынка, чтобы среди телефонных операторов появилась по-настоящему масштабная конкуренция.

Это можно сделать через введение тендеров на телефонизацию новостроек, который бы проводил комитет по строительству. Последний бы заранее распространял по телекоммуникационным компаниям список стоящихся объектов, а те бы направляли в комитет свои предложения с указанием расценок на работы.

В результате каждый застройщик определял бы наиболее выгодную ему схему телефонизации конкретного дома, от чего в конечном итоге выиграли бы мы с вами, не переплачивая за связь десятки, если не сотни долларов.

Итак, когда все-таки ждать исчезновения очереди на телефон? По неофициальной информации, Смольный вопрос о качественной и доступной связи считает одним из приоритетных направлений деятельности.

Представителей СЗТ уже не раз вызывали «на ковер» к Валентине Матвиенко, а в ближайшее время вопрос «телефонизации» Петербурга будет рассматриваться на заседании правительства.

На котором, по нашим сведениям, будет оглашена информация, что к концу 2007 — началу 2008 годов очередь на получение телефона в Петербурге станет достоянием истории.

Мы с Тамарой звоним парой

Отдельный разговор — о спаренных телефонах. Их стали устанавливать в СССР, в том числе и в Ленинграде, в 60-х годах прошлого века, когда в стране в целях экономии на медном кабеле (кабельные сооружения — наиболее дорогостоящая часть телефонных сетей) было разработано станционное оборудование, имеющее один абонентский комплект на два номера.

Какое-то время два абонента этих спаренных номеров редко создавали друг другу проблемы. Идеологи установки спаренных телефонов даже решили, что два ленинградца-строителя коммунизма и в конце ХХ века уж как-нибудь поделят между собой единственный телефон.

Как выяснилось — не поделили. В Петербурге уже не раз случались ситуации, когда конфликты на почве спаренного телефона приводили к поджогам квартир соседей, избиениям и даже убийствам.

АТС с емкостью спаренных номеров строились вплоть до 90-х годов прошлого века. Это были аналоговые АТС декадно-шагового и координатного типа. Но в последние годы на территории Петербурга строятся и монтируются только цифровые АТС, в которых функция спаренных телефонов не предусмотрена.

Однако ситуация с теми АТС, где еще есть спаренные телефоны, по-прежнему остается очень напряженной. На сегодняшний день емкость аналоговых АТС со спаренными номерами составляет порядка 60 процентов от всей емкости ПТС.

У абонентов находятся более 97 000 спаренных номеров (для сравнения: в Москве подобные проблемы имеют только 600 семей). Для того чтобы наконец получить возможность нормально общаться, «счастливые» обладатели спаренных номеров бомбардируют телефонные узлы заявлениями на разблокировку.

Однако в 99 случаях из 100 получают отказ, ведь она может производиться только при наличии технической возможности, а ее у «допотопных» телефонных станций нет. Вдвойне обидно, что нельзя даже встать в очередь на разблокировку.

При появлении свободных номеров в первую очередь удовлетворяются заявления тех граждан, кто успел оказаться «в нужное время в нужном месте». После этого стоит ли удивляться, что на наших телефонных узлах процветает коррупция?

На сегодняшний день есть две возможности решить проблему спаренных номеров. Первая — это перевод всех абонентов с аналоговых телефонных станций на цифровые.

Скажем, в 1999 году абоненты ПТС в Василеостровском районе были переключены на цифровую сеть «ПетерСтар», в результате чего практически все спаренные телефоны в этой части города стали историей.

Другой ход заключается в установке на старых аналоговых АТС специальной аппаратуры, создающей дополнительные каналы в существующих телефонных кабелях. Однако ПТС не спешит массово применять этот метод.

Компанию можно понять, ведь в таком случае ей придется платить дважды — сначала за проводку дополнительных телефонных каналов, затем — за перевод аналоговых станций на цифровые.

Когда город наконец полностью избавится от спаренных телефонов? Учитывая существующие объемы номерной емкости аналоговых АТС (а это около миллиона 200 тысяч номеров) и среднюю стоимость замены одного номера — свыше 400 долларов, для выполнения всего объема работ требуется порядка 500 миллионов «зеленых».

Кроме выделения средств требуется еще и время на проектирование, строительство новых АТС, переключение номеров со старых АТС на новые. В «Северо-западном телекоме» нам сообщили, что такая задача, при условии достаточного финансирования, может быть выполнена в течение 4 — 5 лет.

При этом, по неофициальной информации, первыми от спаренных телефонов избавятся жители Московского, Фрунзенского и Петроградского районов.

* * *

Из досье «МК» в Питере»

По подсчетам ПТС, среднее время разговора в сутки для нормальной семьи – около часа.

На сегодняшний день льготы на оплату телефонных переговоров имеют 42 категории населения.

Александр Макаренко