Настоящее и будущее Апраксина двора

Настоящее и будущее Апраксина двора

Осенью этого года знаменитому Апраксину двору исполняется 250 лет.

Осенью этого года знаменитому Апраксину двору исполняется 250 лет.

В начале 18 века на месте всем известных торговых рядов, располагались загородные усадьбы двух графов: Апраксиных и Чернышовых. Через несколько десятилетий имение Чернышевых было приобретено купцом Иваном Щукиным «для личного житья и торговых нужд».

Так на этом месте и появились первые торговые ряды. Что же касается усадьбы Апраксиных, то в царствование Александра I и ее владельцы получили право строить на своей земле лавки и сдавать их внаем.

Так, собственно и возник Апраксин двор — место, где торговали всем, чем только можно торговать: продуктами питания, одеждой и обувью, посудой, мебелью и даже всякой живностью.

До наших дней первые постройки купца Щукина и графа Апраксина не сохранились — сгорели до тла во время пожара весной 1862. Несколько позднее, на месте выгоревших торговых рядов по проекту архитекторов Корсини и Кракау были построены те самые торговые галерии, которые существуют и поныне.

Апраксин двор в 21 веке - магазины, магазинчики и лотки, клубы, рестораны, комплекс Лениздата и Большой драматический театр. Здесь живут люди. В 57 корпусах на 350 предприятиях работают более 10 тысяч человек.

На территории Апраксина двора было два детских садика, пожарное депо, техникум, коллектор городских библиотек. К 2010 году здесь должен появиться город-сад. Сегодня же большинство петербуржцев считают самый знаменитый городской рынок не самым комфортным и безопасным местом в городе.

Грязь, толкучка, лохотронщики и карманники создают этому месту репутацию петербургского Гарлема. Город в городе живет по своим законам.По каким – узнал наш корреспондент Валерий Фенев.

С 18 века у владельца зданий торговцы получали лицензию. Торговали здесь же. Знал бы граф Апраксин, во что превратится его детище. Здесь можно продать и купить все. Самый многонациональный рынок встречает запахом кавказской кухни и турецкой кожи.

Свои Бродвеи, улицы Красный фонарей и Хитровка. Апраксин двор давно жил по своим законам. Здесь деньги играют главенствующую роль. Где еще можно возвысить себя так.

От бомжей, до модных ди-джеев - они живут за счет Апраксина двора. По разбитым улицам развешены объявления на арабском. Может челноки подсчитывают барыши, может отчитываются об очередной нелегально проданной цистерне фальсифицированного спирта.

«Это все криминал, об этом не хочу говорить, должна говрить милиция. Как контролируют они – сами видите»,- Александр Шабасов, ген. директор ОАО «Агентство по реконструкции и развитию «Апраксин двор».

В офисе у Александра Шабасова план Апраксина двора будущего. Элитные кафе, рестораны, торговые павильоны. Но до сих пор в торговых рядах он гость. Показывая, как Апражка преобразится, он берет с собой двух крепких молодцов – на всякий случай.

«Челноки не хотят показываться, для них это проблемы. Милиция, миграционные службы», - Александр Шабасов, ген. директор ОАО "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин двор".

Апраксин двор напоминает лоскутное одеяло – здесь интересы лохотронщиков, челноков, владельцев увеселительных заведений. Из окна одной из коммунальных квартир открывается вид на эльдорадо.

Апрашка как город, еще бы роддом и морг, и таковым он бы стал.В коммунальной квартире живут несколько семей. Вход прямо с рынка, в парадной торгуют тканями. Около ста человек прописаны в Апражке.

Хотя многие из горожан об их существовании и не подозревают. Торговцы на жильцов внимания не обращают. «Они здесь хозяева, и даже постоянным жильцам приходится соблюдать законы рынка.

Да все мы видим, но живем тихо, никому не скажем, по башке ведь дадут» - Ольга Семенова, Житель Апраксина Двора.Без ванной и горячей воды, электричество тоже периодически отключают.

Десять лет свободного предпринимательства в Апражке как десять лет испытаний для ее жильцов Вода до второго этажа почти не поднимается. Под площадью до сих лежат деревянный инженерные коммуникации, и на всех воды не хватает.

«Когда кавказская кухня начинает работать, у нас воды нет», - Лариса Соколова, житель Апрксина Двора Пропитание и одежду им приносит Апражка. Они здесь живут и работают, выход на Cадовую улицу для семей означается выбраться в люди.

Это они хотят покинуть Апраксин двор, но как не странно, есть сотни людей, готовых здесь проводить не только день, но и ночь.Дискотека в ночном клубе только начинается. Тусоваться в Апражке – это модно.

В окружении портретов вождя мирового пролетариата и его соратников золотая молодежь проводит свободное время. Для них четыре танцпола. Хозяева клуба купили разваливающееся помещение склада, привели здание в порядок и теперь собирают прибыль.

Из зала открывается вид на ухоженный Петербург. Таковым и должен через четыре года стать Апраксин двор. Панорама Апражки просматривается напротив. Но, как правило, столики здесь у посетителей популярностью не пользуются.

Тем более, ночью. Когда остальной Петербург живет, Апражка пустеет. Торговцы и лохотронщики подсчитывают дневной доход.

Постоянные жители двора запирают ставни.

Есть несколько часов тишины, до открытия нового торгового дня.