Таджикскую девочку убили «люди с диагнозом»

Таджикскую девочку убили «люди с диагнозом»

Несмотря на настоятельные призывы журналистов обнародовать имена участников нападения на семью Султоновых, прокурор города и начальник Криминальной милиции ГУВД отказались сделать это.

Несмотря на настоятельные и даже навязчивые призывы журналистов обнародовать имена несовершеннолетних участников нападения на семью Султоновых в центре Санкт-Петербурга, во время которого была убита девятилетняя девочка, прокурор города и начальник Криминальной милиции ГУВД отказались сделать это — чтобы не навредить следствию.

«Обстоятельства нападения вам известны», — так начал свое выступление прокурор Санкт-Петербурга Николай Винниченко на брифинге, посвященном раскрытию «громкого» убийства, совершенного 9 февраля нынешнего года группой подростков в центре Санкт-Петербурга в результате нападения на семью таджиков Султоновых.

Напомним, в тот вечер во дворе в переулке Бойцова 4 девятилетней девочке Хуршеде Султоновой было нанесено более десяти ножевых ранений, от которых девочка погибла.

Тогда обстоятельства этого дела, особенно поначалу, средства массовой информации связали с вылазкой «бритоголовых» — условно назовем ее «националистической». Позже стала разрабатываться и другая — условно «наркотическая» версия.

Впрочем, по словам руководивших расследованием сотрудников правоохранительных органов, эти версии к сегодняшнему дню — после тщательной их проработки — подтверждения не нашли.

На встречу с прессой, назначенную заранее на 4 июня, прокурор Санкт-Петербурга пришел вместе с начальником Криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владиславом Пиотровским, который, правда, примерно неделю назад уже докладывал о важном достижении петербургских сыщиков высшему руководству МВД в Москве.

После этого основные тезисы его доклада были растиражированы — со ссылкой на пресс-службу МВД РФ — московскими и федеральными СМИ. Очередь рассказать то, что можно, журналистам в Санкт-Петербурге, которые еще с момента совершения этого преступления весьма активно о нем писали, по-видимому, настала только теперь.

По словам прокурора Санкт-Петербурга Николая Винниченко, в настоящее время совместной оперативно-следственной группой прокуратуры и Главного управления внутренних дел большая часть принимавших участие в том нападении установлена, пятерым участникам нападения предъявлены обвинения, а трое из них находятся под арестом.

За несколько часов до встречи с прессой был задержан еще один — шестой подозреваемый в нападении.

Прокурор Санкт-Петербурга особо отметил высокий профессионализм сотрудников ГУВД из состава совместной следственной группы, а так же сотрудников управления ФСБ и федеральной службы Госнаркоконтроля — но отметил, что решающая роль в раскрытии этого преступления все же принадлежит криминальной милиции и прокуратуре.

Что касается мотива совершенного преступления, говорит Николай Винниченко, по тем показаниям, которые имеются на сегодняшний день, следственная группа склоняется к тому, что имело место хулиганство.

«Говорить о том, что преступление совершено на почве национальной розни или связано с политическими мотивами пока еще рано, — подчеркнул Николай Винниченко. — Исходя из тех данных, что мы имеем — этот мотив находится на периферии и сегодня не является определяющим».

Однако, подчеркнул прокурор, говорить об окончательной квалификации действий обвиняемых, пока рано. Картина же обстоятельств нападения, как удалось узнать из комментариев, вырисовывается следующая.

Одна из групп подростков «имела притяжение» к Юсуповскому садику, в тот вечер ее участники сидели там (по некоторым данным, кое у кого из них были с собой бейсбольные биты) и пили пиво.

К ним присоединилась еще одна группа. Все в возрасте от 16 до 20 лет. Стали «искать приключений». Увидели возвращавшихся с катка Султоновых: взрослого мужчину с девочкой и мальчиком — племянником.

Пошли следом, во дворе напали. Мужчину «вырубили» сразу, и дальше его бить стало неинтересно. Мальчик сумел вырваться и забиться под стоявшую во дворе машину. Может, его бы оттуда и достали, да времени было мало: пора было убегать.

Девочка же, по словам прокурора Санкт-Петербурга, оказала нападавшим активное сопротивление, к тому же громко кричала...

Итог — 12 или 13 ножевых ранений. Многие участники нападения, уверяли журналистов участники пресс-конференции, даже не были знакомы и не знали друг друга, а если знали — то только по кличкам, что затрудняло их розыск.

И решение совершить хулиганские действия (большинство из них находились в состоянии алкогольного опьянения) пришло к ним совершенно неожиданно. Завершающие штрихи к портрету нападавших на таджикскую семью добавил начальник Криминальной милиции.

По его словам все задержанные участники нападения «учатся в наших школах», но плохо, а семьи их характеризуются негативно. Намекнул он и на определенные отклонения у некоторых задержанных — не уточняя, правда, кто именно из них состоит на психиатрическом учете «с определенным диагнозом».

Владислав Пиотровский поблагодарил журналистов за терпение: «Было много негатива в адрес следственной группы, но основной целью было всё же не раздувание скандала, а нахождение истины».

Кстати, отработка «националистической» версии, то есть версии, связанной со скинхедами, несмотря на то, что «на сегодня она полностью исключается», тоже принесла определенную пользу: «На сегодняшний день мы пополнили свою базу данных, мы поставили на учет 1600 лиц до 20 лет, которые способны «совершать преступления под каким-либо влиянием», — говорит Владислав Пиотровский.

При этом он рассказал, что оперативники, отрабатывая «националистическую» версию проверили 105 школ, «и не только путем бесед с учащимися и преподавательским составом — там была проведена очень большая агентурная работа».

Подтвердил Владислав Пиотровский и озвученные источниками в МВД данные о том, что преступление было раскрыто с помощью внедренных в молодежную среду оперативных сотрудников.

«Поскольку, — говорит Владислав Пиотровский, — после задержания в феврале, через несколько дней после того как преступление было совершено, группы подростков, которые, как позже выяснилось, оказались совершенно непричастными к этому преступлению — пришлось идти другим путем и прибегнуть к широкому использованию спецаппарата и штатных сотрудников, которые были внедрены для получения определенной информации».

С учетом этого «внедрения» и изучения «внутреннего состояния этих групп» и были получены данные, позволившие задержать подозреваемых. У них, по словам начальника Криминальной милиции, «совершенно искажены чувства ответственности, справедливости, чести».

Так что неудивительно, что сегодня каждый из них старается всеми силами преуменьшить свою степень участия в этом нападении. Тем не менее, уверен начальник КМ, благодаря работе следователей прокуратуры уже сегодня сделано многое для того, чтобы установить действия каждого участника нападения на семью Султоновых.

Называть имена выявленных и задержанных участников группы в ответ на настоятельные просьбы журналистов, и начальник КМ, и прокурор Санкт-Петербурга отказались.

Несмотря на то, что среди арестованных есть один совершеннолетний, обнародование его имени может повредить дальнейшей оперативной работе — еще не все участники нападения задержаны.

«Наша задача, прежде всего, — установить истину, — говорит Николай Винниченко, а также разграничить роль и степень участия в преступлении каждого из тех, кто оказался в тот день в переулке Бойцова».

Андрей Смирнов