Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Не делайте ей больно, господа!

Не делайте ей больно, господа!

Спектакль недели: «Последняя жертва». Импровизация на вечные темы Островского (впрочем, не очень далеко стоящая от оригинала). Юрий Еремин поставил «Жертву» в 2003 году. Шоу не тускнеет.

Спектакль недели: «Последняя жертва». Импровизация на вечные темы Островского (впрочем, не очень далеко стоящая от оригинала). Юрий Еремин поставил «Жертву» в 2003 году. Шоу не тускнеет, являясь несомненной удачей МХТ и режиссера в частности. Действо с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной в главных ролях наиболее полно раскрывает актерскую глубину обоих

Итак, деньги, деньги и еще раз деньги! По сюжету наивная вдова Юлия Тугина (Зудина) бессовестно обираема альфонсом Вадимом Дульчиным (Виталий Егоров). А пожилой «миллионщик» Прибытков (Табаков) влюблен в нее до беспамятства и во что бы то ни стало желает избавиться от конкурента. Трактовка этого треугольника МХТ современна и в меру цинична.

На сцене нет никаких романтических «соплей» и чувствительных реверансов. Даже над модными французскими романами герои то и дело иронизируют. И любезности своей даме сердца Прибытков расточает как бы по расписанию, выкроив часок между делами на фабрике, посещением оперы и посиделками в клубе... Все, включая второстепенных персонажей, постоянно находятся в «броуновском движении», подтверждая поговорку «волка ноги кормят». Не урвешь свой кусок, не отстоишь место под солнцем — значит, грош тебе цена!

На контекст действительности такое прочтение ложится идеально. Спектакль, с одной стороны, очень добротный и традиционный, а с другой — ультрамодный. Это противоречие придает «Последней жертве» особую пикантность. Двойственность подчеркивают и оригинальные декорации, в которых антикварная мебель соседствует с передвижными щитами-стенами по «последнему писку», а на большом кинематографическом экране (как во время рок- и поп-концертов) показывают лица главных героев крупным планом.

А ведь не очень-то счастливые эти лица! Казалось бы, в финале Тугина обретает спокойную жизнь за широкой спиной своего благодетеля, но как-то не веришь в то, что ее мечты сбылись. И Прибытков слишком спокоен для жениха. Он прекрасно понимает, что купил любовь и что без его средств привязанность Юлии ничего не стоит. В этом МХТ поднялся на ступень выше слащавых и часто неправдоподобных развязок пьес Островского.

Получается, что практически водевильный сюжет в МХТ стал психоаналитической сагой, объясняющей отношения «товар — деньги — товар». Если взглянуть на героиню Зудиной с этих позиций, она вообще не вписывается в рамки «нормальных» отношений. Даже говорит и двигается по сцене медленнее, чем окружающие. У нее еще осталась частичка нерастраченного тепла, а с этим жить в капиталистическом мире трудно. Юлия — большой ребенок, не понимающий, что на что нужно менять, чтобы стать счастливой. Оторванность от мира этой женщины граничит с инфантильной «малахольностью». Что и делает ее неповторимо-притягательной для битого жизнью Прибыткова.

Лишь один персонаж чувствует себя вполне сносно: «завидный жених» Дульчин. Не вышло с доверчивой Юлией Тугиной и хитрой племянницей миллионщика Ирэн Прибытковой (Дарья Юрская), так найдет партию получше! Маленький нюанс: у Островского интимная сцена «Дульчин — Прибыткова» остается за кадром. Из контекста пьесы ясно, что «до дела» у пары не дошло. В МХТ пассаж на кушетке играют откровенно и прозрачно. Акт любви выглядит таким же обменом товара на деньги, которых, к ужасу обоих, в финале не оказывается.

Очень трогателен Лука Дергачев в исполнении Авангарда Леонтьева. Этот персонаж, вызывающий в других постановках Островского лишь брезгливую жалость, на сцене МХТ — самый человечный. Луку хочется пожалеть, напоить чаем, погладить по голове и как-то пристроить на «теплое место». В нем еще теплятся остатки совести. Лука единственный, кто по-настоящему жалеет Юлию, и хотя водит «дружбу» с Дульчиным, нет-нет да и выдаст себя презрительным взглядом или неосторожной шуткой о богатых невестах.

Именно Лука ставит жирную финальную точку, издевательски посылая Дульчина свататься к перспективной вдове. Этим он в очередной раз доказывает, что счастье есть. И тот, кто ищет его, всегда найдет. Другой вопрос, что для кого-то счастье — промотанное состояние, для кого-то — картонные «африканские» страсти, а для кого-то — искренняя любовь и преданность.

Che
Газета Московский Комсомолец в Питере №9/16 за 05-03-2005