Эту пьесу Уильяма Гибсона очень любят играть антрепризы и студенты театральных институтов. Она подойдет паре молодящихся или, наоборот, восходящих "звезд" типа Колина Фаррелла и Скарлет Йохансон. Тем более что театральный "запад" и сейчас предпочитает обходиться без режиссуры. Для студентов пьеса – как последний экзамен: смогут ли двое полтора-два часа существовать по "правде отношений" и при этом держать зрительный зал в неослабевающем напряжении.
Она – бывшая танцовщица с язвой, спасающая амбициозных мужчин с неустойчивой психикой. Он – бывший адвокат на грани развода, зацикленный на собственной несостоятельности. А "качели" – это отношения между Гитель и Джерри: если одного они возносят до небес, то другого опускают ниже некуда. Помимо тонких и остроумных диалогов эта милая вещь привлекает разнообразием эмоциональных оттенков.
В "Приюте Комедианта" ее ставит Вениамин Фильштинский – не столько концептуалист, сколько режиссер-учитель, который всегда поможет партнерам поддержать на сцене живую душевную связь, не скатываясь в репризы и штампы. Он (педагог с многолетним стажем) редко ошибается в выборе актеров. Джерри сыграет Дмитрий Воробьев, которому неплохо удавались рефлексирующие самолюбцы и скандалисты (Печорин, Жан из "Фрекен Жюли"). Гитель – приглашенная из МДТ ученица Фильштинского Елена Калинина (Соня в "Дяде Ване"), актриса с феноменальной энергетикой, чьих хрупких и внешне уравновешенных героинь сжигает потаенное пламя. Любопытно, что у Гибсона любовь отходит на второй план. Важнее то, что эти двое учатся: он – отдавать, она – брать. Эмоциональные русские обычно легко ломают эту рациональную конструкцию. Думаю, пьеса не избежит такой участи и на этот раз.
Т.Д.
28.12, 29.12 "Приют Комедианта"