Учителя литературы на этом спектакле вздрогнут и потянутся за валидолом. Ведь в сказках Александра Пушкина режиссер Иван Стависский и три молодых актера БДТ – Андрей Аршинников, Семен Мендельсон и Антон Шварц – обнаружили неожиданное, хулиганское содержание. Режиссер снял "солнце русской поэзии" с неба на землю, превратив его в игрушку. С ней, сославшись на беса, обращаться можно вольно: поменять в стихах акценты, расставить новые ударения и переделать знакомые с первого класса истории в страшилки на зло будня.
Под русские народные песни-прибаутки "Балда" превратилась в историю о русском трудовом народе, прижавшем к ногтю еврейских богатеев. "Петушок" – непрозрачная аллюзия на народного избранника, неспособного навести порядок на восточных границах, а только заигрывающего со всякими скопцами-мудрецами. "Сказка о спящей царевне и семи богатырях" – пародия на "Бригаду", в которой братья на мотоциклах наводят свои порядки в округе, а мачеха с повадками жены нового русского пудрит носик чем-то таким, от чего в зеркале появляются говорящие галлюцинации. Молодые актеры азартно и непринужденно обыгрывают самые странные обстоятельства, открывшиеся в текстах поэта. Но при этом дают грамотные ссылки – мол, и сам поэт был не чужд ху-лиганству, так что, увидев спектакль, вполне мог вскрикнуть: "Ай, да я! Ай да сукин сын!".
М.Б.
27.12 Пушкинский центр В. Рецептера