Тот, кто знает, что хранят фонды артиллерийского музея, поймет. Одна из крупнейших в мире коллекций оружия, до сих пор находящаяся в ведении военного министерства. Главный арсенал страны. Почти все, что было произведено и придумано стреляющего, колющего и режущего за несколько сотен лет. Все вычищено, в смазке, готово к употреблению, адски красиво. На экспозиции – лишь малая часть. Иногда устраиваются выставки из фондов, вроде этой, простоявшей почти полтора года и вскоре закрывающейся. Посетить ее – дело чести не столько для интересующихся оружием (они-то там уже были), сколько для всякого, кто читает Пушкина, Конан Дойля или Акунина, смотрит вестерны и костюмное историческое кино.
Браунинг, наган, смит-и-вессон, "бульдог", "браун бесс", кольт, ремингтон – уже давно не просто имена мастеров, названия фирм и оружейных систем. Это символы эпох и культурные коды. "Ваше слово, товарищ маузер", "сразу хмель покинула головушку, из кармана выхватил наган...". Говорим "смит-и-вессон", подразумеваем "Улицы Лоредо". Говорим "бульдог", подразумеваем викторианскую Англию и первых велосипедистов, отстреливающихся от собак. "Лепаж" рифмуется с Онегиным, "браун бесс" – с сержантом Шарпом. Вот только как они выглядят? Чем русская трехлинейка отличается от немецкого маузера? И почему она "трехлинейка"? Не нужно гадать. Сходите – и узнаете.
Ю.С.
До конца года. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи