От собора-фрегата с корабельной мачтой вместо шпиля и вымпелом вместо креста (так Петропавловский собор изображен на одной из ранних петербургских гравюр) – до цветистого пряничного терема, храма-склепа, оттеснившего набережную канала, чтобы укрыть страшное место одного из первых террористических актов. От рачительно-экономной Сампсониевской церкви на Выборгской стороне – до амбициозной махины Исаакиевского собора, "стройки века", превращенной Монферраном в сорокалетний архитектурный театр.
В истории церковного Петербурга было множество остросюжетных историй и гротескных эпизодов. Но вот изложить ее средствами музейной экспозиции, даже огромной, включающей в себя все, что имеет хоть какое-то отношение к теме, – задача, думаю, невыполнимая. Скорее это материал для хорошей эссеистической прозы или талантливого документального фильма.
Дарья Агапова
С 22.12 Корпус Бенуа