Просто удивительно, что в России до сих пор так много хороших художников. Эти безумцы создают искусство исключительно потому, что им это очень нравится. И вопреки тому, что никому оно особенно не нужно. Картины, скульптуры, инсталляции и выставки – личные подвиги героических энтузиастов. В маленькой Финляндии дело обстоит несколько иначе. В ней больше художественных фондов и премий, чем на всем постсоветском пространстве. Музеи международного класса существуют в самых заштатных финских городах – в Пори, Оулу. В крохотной Рауме с тридцатью тысячами жителей – два художественных музея, государственный и частный, и они соревнуются, кто сделает выставку острее и актуальнее. Финские провинциальные зрители в курсе последних арт-мод, и художники не стремятся при первой возможности уехать работать куда-нибудь в Германию. И государство, и частные инициативы поддерживают искусство.
Премия Ars Fennica – как раз частная. Присуждается она известным художникам за заслуги на художественной ниве. Учреждена Ars Fennica была в 1990 году предпринимателем Пертти Ниемисто и его женой Хенной. Помимо учреждения денежной премии они добились поддержки ведущих финских музеев: лауреат получает не только кругленькую сумму, но и цикл персональных выставок по всей Финляндии, что для художника часто даже важнее. Впрочем, границы Суоми премия быстро перешагнула: за несколько лет она стала фактически общебалтийской. Среди ее лауреатов – известнейший датский экспрессионист Пер Киркеби, латыш Олегс Тиллбергс, новатор из Исландии Хрейнн Фридфиннссон.
Все художники знаменитые, и все очень разные. Есть классические модернисты – холсты того же Киркеби вошли во все истории живописи ХХ века. Есть яростные экспериментаторы – в Мраморном дворце будет показан проект Фридфиннссона "Песня", сделанный на осциллографе и представляющий собой "электрический портрет" мелодии: песня, оказывается, может не только звучать, но и выглядеть красиво. Для зрителей выставка Ars Fennica – возможность увидеть лучшее искусство Скандинавии последних лет. Для потенциальных меценатов, как сказал на открытии глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский, это урок – возможность научиться так вкладывать деньги, чтобы и себе польза, и людям радость.
Ars Fennica. 1991–2003. До 10.01 Мраморный дворец
Анна Матвеева