Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Под колесами любви

Под колесами любви

О чем же эта история про Жанну Д, Арк? Пожалуй, это самый частый вопрос, задаваемый не только критиками, но и зрителями. Вероятно, режиссерам и актерам всегда трудно на него ответить.

О чем же эта история про Жанну Д, Арк? Пожалуй, это самый частый вопрос, задаваемый не только критиками, но и зрителями. Вероятно, режиссерам и актерам всегда трудно на него ответить. Зритель должен придти, посмотреть и все сам для себя решить.

Для Молодежного Театра, в чем не раз можно было убедиться, нехарактерно особо акцентировать какие-то аспекты политики, истории, социального окружения. Да, это есть в пьесе. Но не этого в спектакле “Жаворонок”.

Нет и четких границ добра и зла, положительного и отрицательного. Потому как С. Спивак в своих работах фактически затрагивает одну тему – Человек, его душа, его мир. Так же получилось и в работе с А. Дежоновым. Сначала человек, потом война и все остальное.

Жаворонок Жанна (Регина Щукина) просыпается первой, она слышит свою песню, будит всех, кем сталкивает ее жизнь. Люди просыпаются, чтобы услышать, не песню Жаворонка, а услышать свою песню, услышать себя. Наверное, так, с субъективной точки зрения, можно понять новый спектакль. А может и пьеса об этом?

Слышат себя и друзья, и враги Жанны. И, благодаря потрясающе игре актеров, герои меняются. Как поменялась Жанна. И перемены эти радуют, печалят, а то и пугают нас. Но мы видим главное, перед нами живые люди, в чем-то, такие как мы, пусть и относительно далеки во времени.

Конечно же, главная движущая сила спектакля Жанна в исполнении Регины Щукиной. Очень не хочется сыпать избитыми определениями: замечательно, прочувствовано, найден нужный подход, характер и т.п. Зачем? Кто видел спектакль и так все поймет. Кто еще нет – посмотрит. Было бы желание.

Позволю себе такое сравнение, тем более что и в прессе и в разговорах о спектакле подобное все равно нет-нет, да появится. Когда я смотрел нашумевший фильм Люка Бессона “Жанна Д, Арк”, сначала было жаль Жанну, потом жалость исчезла, и показалось: “Так ей и надо!”. Не знаю почему.

В спектакле “Жаворонок” в Жанну натурально влюбляешься. Она создает движение, мир раскачивается, как раскачиваются в начале железные трубы на сцене. Клетка рушится. Жаворонок на свободе. И в финале к Жанне не появляется жалости. Все та же любовь и неотвратимость событий. Зато всех, кто остался без Орлеанской Девы, какой ее показала Регина Щукина, не ненавидишь, а именно жалеешь…

Что рождает движение в спектакле. Несомненно – любовь. Любовь радует, дарит надежду. Любовь убивает. “…Чингисхан и Гитлер купались в крови, но их тоже намотало на колеса любви…” В это ряд смело можно поставить и Жанну Д, Арк. Любовь к Богу, а значит, любовь к людям привели ее на костер. Колесо любви, которое медленно движется по сцене. Или колесо судьбы? Во всяком случае, когда оно становится красным как кровь или огонь именно Жанна продолжает его движение. Раскачавшая мир и исчезнувшая под колесом любви.

Кто-то может быть недоволен тем, что столь серьезная тема разыгрывается на сцене, но при этом действие довольно смешное. Смех и слезы рядом. Как в жизни. Смех, он как песня. Настоящую песню нельзя держать в себе. Позволю. Себе процитировать Миллера: “… Как можно петь, когда рушится мир? Когда все вокруг залито слезами и кровью?… Но мученики, сжигаемые на кострах, пели. Они не слышали криков боли. Они пели, потому что полнились верой. Вера и радость – неотъемлемые части вселенной…”

В этом спектакле как таковых песен нет. Есть великолепная музыка. У каждого своя. Особенно тема Жанны. Разумеется, музыка Г. Бреговича украсит любой спектакль, как украшала она фильмы Э. Кустурицы. Но, когда слышишь в спектакле о Жанне Д, Арк, основную музыкальную композицию ленты “Время Цыган” – «Ederlezi», впечатление потрясающее. Легко провести параллели, которые рождают самые интересные и разнообразные ассоциации.

Проблематично все рассказать о постановке в небольшой заметке. Хочется сказать о многом, о великолепных актерских работах Сергея Барковского, Натальи Дмитриевой, Романа Нечаева, Сергея Гавлича и других; о сценографии Эмиля Капелюша, о музыкальном оформлении, Ивана Благодера. Но лучше сходить в Молодежный Театр на Фонтанке 11 декабря. Услышать и увидеть “Жаворонка”

М. Мертвецкий