Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

В тираж

В тираж

Говорят, деньги – это стихия. Мощная и подчас непредсказуемая, капризная и плохо управляемая. Проявляется в загадочных и...

Говорят, деньги – это стихия. Мощная и подчас непредсказуемая, капризная и плохо управляемая. Проявляется в загадочных и пугающих простых смертных явлениях: финансовых потоках, кризисах, падениях и взлетах курсов… И в их не менее загадочных следствиях – бедности, богатстве, отчаянии, головокружении. В таком метафизичес-ком ключе деньги часто становились объектом искусства. И, если бы выставку делал Русский музей, авторы скорее всего не ушли бы от соблазна включить в нее тематически близкие произведения, "Фортуну и нищего", например. Но куратором выступил Сбербанк, и выставка получилась компактная и цельная, в соответствии с инструментальным подходом и сноровкой профессионалов. Без сантиментов, с простой и внятной концепцией: деньги – красивая вещь, тонкая и отвечающая духу времени, – произведение искусства, стало быть.

Есть для этого вида искусства специальное название – "бонистика". Есть и ряд терминов – "денежная миниатюра", например, или названия специфических печатных техник, вроде "металлографии". Есть художники, которые подвизались исключительно в этой области. Есть приемы и мотивы, заимствованные из других родов искусства, большей частью из книжного оформления. Есть даже что-то вроде истории стилей: от первых екатерининских односторонних листочков, похожих на вырванные из книги странички, к ампиру кредитных билетов Александра I, "русскому стилю" Александра II, велеречивому и цветистому неоампиру Александра III (знаменитые навесь мир "петруши" и "катеньки" по 500 и 100 рублей). Затем история идет юзом: появляются неразрезанные простыни сорокарублевых "керенок", похожих на этикетки спичечных коробков, затем вялый революционный дизайн пятерок с рабочим в кепке скульптора Ивана Шадра, а потом опять возвращается в колею – к ампиру, уже сталинскому…

В пресс-релизах иногда встречаются шедевры, которые хочется процитировать целиком: "денежные знаки можно рассматривать и как элемент массовой культуры, поскольку эти совершенные образцы полиграфии в той или иной мере доступны каждому из нас". "В той или иной мере" – это точно... Хотя бонистика действительно самое массовое искусство, тиражное. Но само по себе уж больно диетическое и банальное. Стихия такая, что ли. То-то оно так и просится во "вторичный" художественный оборот.

Энди Уорхол пишет портреты долларов, Дмитрий Цветков мастерит из них костюмчики "От купюр", Владимир Котляров (Толстый) изготовляет арт-объекты из склеенных банкнот, покрытых сверху светящимися письменами… А Русский музей и Сбербанк делают симпатичную выставку – произведение экспозиционного искусства.

"Мир бумажных денег" Корпус Бенуа

До середины декабря

Дарья Агапова